Российское казачество сегодня
Это 11
войсковых казачьих обществ, внесенных
в государственный реестр казачьих обществ в
Российской Федерации:
- 700 000 человек в реестровых обществах;
- Более 300 общественных объединениях казаков;
- Около 200 000 человек в общественных организациях казаков;
- 150 000 человек в различных казачьих молодёжных организациях;
Итого - около 1 000 000 человек.
Период формирования казачества
Яркая история Тмутараканского княжества, отрезанного от
Киевской Руси в конце XI
века ордами половцев, завершилась в 1117 году уходом из Тмутаракани князей из
рода черниговских Ольговичей и большинства оседлого русского населения в
Черниговское и другие русские удельные княжества. Перестала существовать и
Тмутараканская епархия Киевской митрополии. Однако, христианская церковная
проповедь продолжалась в среде полиэтничного населения Таны-Азова, в
православная религиозно-бытовая традиция продолжалась в среде бродников-
полуоседлого воинственного населения пойм Дона и Северского Донца, упоминания о
которых в древнерусских летописях и иностранных источниках относятся к середине
XII- концу XIV веков,
и от которых, по убеждению многих историков, берет начало донское казачество.
Образование на территории Донских степей, Поволжья, Северного Кавказа и Крыма Золотой Орды оказало значительное влияние на положение православных христиан в регионе. Митрополит Киевский Кирилл Блаженный сумел основать в столице нового государства, городе Сарай, новую епископскую кафедру. Епископы, называвшиеся Сарайско-Подонскими, в годы существования Орды брали на себя труды по окормлению православного населения этих земель, в том числе и тех, кого ряд легендарных источников называет “донскими казаками”. Именно эти казаки упоминаются в одной из версий происхождения Донской иконы Божией матери. Согласно преданию в 1380 году накануне Куликовской битвы вооруженные отряды православных воинов с Дона присоединялись к воинству святого благоверного князя Димитрия Донского и принесли ему в дар чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Сегодня эта икона является главной святыней казаков, список с нее хранится в Большом соборе Донского монастыря, а оригинал- в Государственной Третьяковской галерее.
Во время разгрома Золотой Орды Тамерланом в 1395-1396 годах по его приказу христианское население Азова было поголовно истреблено.
После окончательного запустения Сарая после распада Золотой Орды в 80-е годы XV века епископ Сарайский перебрался в Москву и стал викарием митрополита Московского с титулом епископа Крутицкого. Со времени учреждения Патриаршества в Москве Дон в церковном отношении был непосредственно подчинён Патриарху.
К этому времени, в XIV-XV веках, казачество уже сформировалось как социальная сила и служилое сословие. Формирование это произошло на фундаменте христианской веры, с одной стороны, и необходимости защиты Православия от иноверцев, с другой стороны. Именно это сочетание, а также самоощущение “казачьей вольницы” стало основой уникальной казачьей общности.
Первые века существования российского казачества оставили мало материальных и летописных свидетельств о роли и месте православия в жизни первых казаков. По косвенным свидетельствам, как например, грамоте митрополита Киевского и всея Руси Феогноста о принадлежности Червленого яра (историческая местность- междуречье Дона и Хопра) к владениям Рязанской епархии (1330 г.) становится известно о достаточно населенном православными христианами крае, за духовное окромление которого шел спор между Рязанской и Сарайской епархиями.
К XVI веку почти во всех казачьих станицах и городках были православные храмы. Около середины XVII века часовни были во всех низовых городках. Духовенство, преимущественно вдовых священников, на Дон присылали из Москвы. Для служения в Монастырском городке, где в середине XVII века располагалась ставка донского атамана, казаки приглашали иеромонахов из Киевской митрополии.
XVII век стал для российского казачества знаковым- это и участие в событиях Смутного времени, и значительная роль в воцарении династии Романовых, и постепенное вхождение вольных казачьих общин в структуру российского государства.
Значительным событием XVII века в политическом и духовном плане для российского казачества стало Азовское осадное сидение 1637-1642 годов. Сам поход казаков на Азов имел ярко выраженную религиозную мотивировку, а мужество и самоотверженная храбрость казаков во время Азовского “осадного сидения” 1637-1642 годов представляют высокий пример духовного подвига православных воинов.
Во время Азовского “сидения” казаки 370 лет назад, в 1641 году, дали обет воздвигнуть в Черкасске собор во имя Воскрешения Христова. Обет был выполнен в 1652 году. Деревянный Воскресенский собор имел Благовещенский, Предтеченский, Никольский и Алексеевский пределы. Первый войсковой собор сгорел по время большого пожара в Черкасске в 1670 году. Через два года храм был восстановлен, но в 1687 году сгорел и этот собор. На его месте в 1688 году был заложен каменный собор, который был освящен только в 1719 году.
Во многих региональных архивах сохранились монастырские, клировые, исповедальные и приходские ведомости, в которых отражена информация о духовенстве, монашествующих, прихожанах из числа казаков, о времени прихода к исповеди и таинству причащения Святых Даров, о приходской и монастырской жизни, об имуществе и зданиях монастырей и приходских общин и т.д.
В XVII веке в результате церковного раскола казачьи общины на Дону, Южном Урале и Тереке пополняются сторонниками традиций старого обряда, что со временем вылилось в участие этой части казачества в бунтах против государства в составе формирований Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачева.
Образование на территории Донских степей, Поволжья, Северного Кавказа и Крыма Золотой Орды оказало значительное влияние на положение православных христиан в регионе. Митрополит Киевский Кирилл Блаженный сумел основать в столице нового государства, городе Сарай, новую епископскую кафедру. Епископы, называвшиеся Сарайско-Подонскими, в годы существования Орды брали на себя труды по окормлению православного населения этих земель, в том числе и тех, кого ряд легендарных источников называет “донскими казаками”. Именно эти казаки упоминаются в одной из версий происхождения Донской иконы Божией матери. Согласно преданию в 1380 году накануне Куликовской битвы вооруженные отряды православных воинов с Дона присоединялись к воинству святого благоверного князя Димитрия Донского и принесли ему в дар чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Сегодня эта икона является главной святыней казаков, список с нее хранится в Большом соборе Донского монастыря, а оригинал- в Государственной Третьяковской галерее.
Во время разгрома Золотой Орды Тамерланом в 1395-1396 годах по его приказу христианское население Азова было поголовно истреблено.
После окончательного запустения Сарая после распада Золотой Орды в 80-е годы XV века епископ Сарайский перебрался в Москву и стал викарием митрополита Московского с титулом епископа Крутицкого. Со времени учреждения Патриаршества в Москве Дон в церковном отношении был непосредственно подчинён Патриарху.
К этому времени, в XIV-XV веках, казачество уже сформировалось как социальная сила и служилое сословие. Формирование это произошло на фундаменте христианской веры, с одной стороны, и необходимости защиты Православия от иноверцев, с другой стороны. Именно это сочетание, а также самоощущение “казачьей вольницы” стало основой уникальной казачьей общности.
Первые века существования российского казачества оставили мало материальных и летописных свидетельств о роли и месте православия в жизни первых казаков. По косвенным свидетельствам, как например, грамоте митрополита Киевского и всея Руси Феогноста о принадлежности Червленого яра (историческая местность- междуречье Дона и Хопра) к владениям Рязанской епархии (1330 г.) становится известно о достаточно населенном православными христианами крае, за духовное окромление которого шел спор между Рязанской и Сарайской епархиями.
К XVI веку почти во всех казачьих станицах и городках были православные храмы. Около середины XVII века часовни были во всех низовых городках. Духовенство, преимущественно вдовых священников, на Дон присылали из Москвы. Для служения в Монастырском городке, где в середине XVII века располагалась ставка донского атамана, казаки приглашали иеромонахов из Киевской митрополии.
XVII век стал для российского казачества знаковым- это и участие в событиях Смутного времени, и значительная роль в воцарении династии Романовых, и постепенное вхождение вольных казачьих общин в структуру российского государства.
Значительным событием XVII века в политическом и духовном плане для российского казачества стало Азовское осадное сидение 1637-1642 годов. Сам поход казаков на Азов имел ярко выраженную религиозную мотивировку, а мужество и самоотверженная храбрость казаков во время Азовского “осадного сидения” 1637-1642 годов представляют высокий пример духовного подвига православных воинов.
Во время Азовского “сидения” казаки 370 лет назад, в 1641 году, дали обет воздвигнуть в Черкасске собор во имя Воскрешения Христова. Обет был выполнен в 1652 году. Деревянный Воскресенский собор имел Благовещенский, Предтеченский, Никольский и Алексеевский пределы. Первый войсковой собор сгорел по время большого пожара в Черкасске в 1670 году. Через два года храм был восстановлен, но в 1687 году сгорел и этот собор. На его месте в 1688 году был заложен каменный собор, который был освящен только в 1719 году.
Во многих региональных архивах сохранились монастырские, клировые, исповедальные и приходские ведомости, в которых отражена информация о духовенстве, монашествующих, прихожанах из числа казаков, о времени прихода к исповеди и таинству причащения Святых Даров, о приходской и монастырской жизни, об имуществе и зданиях монастырей и приходских общин и т.д.
В XVII веке в результате церковного раскола казачьи общины на Дону, Южном Урале и Тереке пополняются сторонниками традиций старого обряда, что со временем вылилось в участие этой части казачества в бунтах против государства в составе формирований Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачева.
Автор: Полина Суворова
Информационное агентство Российского казачества