logo




Церковь и казачество после 1917 года

Церковь и казачество после 1917 года 


К 1917 году российское казачество составляло одну из опор российской государственности наряду с Русской Православной Церковью. Неудивительно, что в годы революции  и Гражданской войны казачество, как опора, служилое сословие государства Российского, и как православные люди, также как и Русская Православная Церковь, пострадало от советской власти, провозгласившей воинствующее безбожие и атеизм своей официальной идеологией.


Казачество подверглось репрессиям и “расказачиванию” и трагически раскололось в Гражданскую войну на “белых” и “красных”. На тех, для кого православная вера была знаменем самоопределения и спасения в условиях организации жизни за рубежом, в изгнании, и на тех, кто принял добровольно или под давлением условия жизни в советском государстве.

Вместе с тем, и в годы воинствующего атеизма бывшие казачьи области оставались верны заветам отцов и бережно хранили православную веру. По мнению ряда исследователей, во многом из-за боязни  советской власти спровоцировать массовые выступления казаков было сохранено “второе Солнце Дона”- Вознесенский восковой кафедральный собор в г. Новочеркасске. Как пример верности казачества православному христианству стоит отметить историю Свято-Преображенского храма в казачьем хуторе Обуховка.

Этот храм- единственный приход Ростовской епархии, который никогда не закрывался. В годы гонений на Русскую Православную Церковь гражданская власть неоднократно пыталась закрыть храм, но местные жители отстояли святыню, организовав круглосуточное дежурство.

В годы Великой Отечественной войны, руководством страны предпринимались меры по созданию казачьих военных формирований и возрождению деятельности Русской Православной церкви.

За два десятилетия существования новой России казаки и атаманы казачьих обществ вновь начинают видеть в Русской Православной церкви своего традиционного духовного наставника.

В настоящее время мы являемся свидетелями  четко выстраиваемой государственной политики в отношении российского казачества. В Типовом уставе войскового казачьего общества, одобренным Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества 11 февраля 2010 года, впервые  учтена роль православия в жизни казачьих обществ, что свидетельствует о признании российским государством глубокой взаимосвязи казачества и религиозной традиции.

Сегодня казаки принимают активное участие в восстановлении культовых сооружений и благоустройстве церковных подворий, в обеспечении безопасности во время проведения массовых православных мероприятий и совместных памятных акций. 


Автор: Дарья Давлядшина

Источник:  Информационное агентство Российского казачества
Короткая ссылка на новость: http://ruskazaki.ru/~p0x2O