logo




Казачество в творчестве А. С. Пушкина

Казачество в творчестве А. С. Пушкина

Казаки были и героями произведений Пушкина, написанных в двадцатые годы. Данные «Словаря языка Пушкина» говорят о том, что слово «казак» (козак) встречается в его произведениях 317 раз.

След А. С. Пушкина на Дону до сих пор волнует исследователей, возникают легенды, домыслы, связанные с пребыванием поэта на Дону. Сверяются и уточняются маршруты его передвижений по земле Войска Донского, круг людей, с которыми мог встречаться и общаться поэт, местоположение мемориальных зданий.

После войны 1812 года тема вольного Дона входит в русскую изящную словесность. В 1814 году в №6 «Вестника Европы» было напечатано послание В. Жуковского «К Войкову», совершившего незадолго до этого поездку на Кавказ и дон.

С тихим Доном и донскими казаками Пушкин непосредственно встретился в 1820 году. На кавказских перевалах дорожный обоз генерала Раевского сопровождали казачьи отряды. В «Кавказском пленнике» поэт впервые выразил свои впечатления.
 
После путешествия на Дон у Пушкина появляется и иной образ казака – бунтаря и мятежника, готового любой ценой платить за столь ценимую им волю. В неоконченной поэме «Братья разбойники» (1821-1822) такой казак достойно представляет удалую разбойничью шайку.
Этот мотив продолжается в пушкинских «Песнях о Стеньке Разине» (1826 год). В письме к брату (ноябрь 1824) Пушкин назвал Разина «единственным поэтическим лицом русской истории». Большое влияние на пушкинский образ Стеньки Разина оказали народные песни. В пушкинских стилизациях вновь звучит тема разбойничьей вольницы. Разбушевавшаяся стихия нашептывает Стеньке, заманивая его в море синее.

После путешествия на Дон у Пушкина появляется и иной образ казака – бунтаря и мятежника, готового любой ценой платить за столь ценимую им волю. В неоконченной поэме «Братья разбойники» (1821-1822) такой казак достойно представляет удалую разбойничью шайку.
Этот мотив продолжается в пушкинских «Песнях о Стеньке Разине» (1826 год). В письме к брату (ноябрь 1824) Пушкин назвал Разина «единственным поэтическим лицом русской истории». Большое влияние на пушкинский образ Стеньки Разина оказали народные песни. В пушкинских стилизациях вновь звучит тема разбойничьей вольницы. Разбушевавшаяся стихия нашептывает Стеньке, заманивая его в море синее.

Наиболее полно казачество отображено в поэме "Полтава" и повести "Капитанская дочка". Пушкин активно интересовался казачеством как главным участником и Смутного времени в процессе написания "Бориса Годунова", и многочисленных бунтов XVII века. Он называл Стеньку Разина "единственным поэтическим лицом русской истории". Наиболее полно казачество отображено в поэме "Полтава" (1829). Еще в молдавской ссылке Пушкин начал собирать материалы для поэмы, бывал на местах сражений, слушал рассказ 135-летнего старика Миколы Искры, который сам видел Карла XII

Автор: Дарья Давлядшина

Источник:  Информационное агентство российского казачества
Короткая ссылка на новость: http://ruskazaki.ru/~Xuo0m