logo




Заматамана ЕРКО Виктор Мастихин рассказал о казачьих школах

Заматамана ЕРКО Виктор Мастихин рассказал о казачьих школах

1 сентября кто-то отправился в поход за знаниями в привычной всем школьной форме, а кто-то - в казачьей. И с каждым годом детишек, готовых облачиться в костюмы своих предков по линии казачества, становится все больше. Почему родители хотят, чтобы их ребенок вырос настоящим казаком? Этим и не только корреспондент «КИ» поинтересовался у заместителя атамана ЕРКО, казачьего полковника Виктора Мастихина.

Это гордое слово «казак» 

Виктор Васильевич, воспитание в духе старинных казачьих устоев стало современным трендом. Нет ли в этом противоречия?

- Абсолютно никакого. Все новое - хорошо забытое старое. Народ наш устал от насаждаемых повсюду «общеевропейских ценностей». Люди ищут отдушину в традиционных, проверенных временем нормах общежития и морали. 

То есть видишь человека и не сомневаешься в его гендерной принадлежности?

- Ну, и это тоже. Образ инфантильного женоподобного юноши всем уже надоел: краснодарские мамы хотят видеть в сыновьях настоящих мужиков. Способных нести ответственность за родню, за семью, за себя, наконец… Именно таких людей готовят школы и классы казачьей направленности. 

Сломанный стереотип 

Но ведь еще сравнительно недавно в казачьи учебные заведения детей отдавали, скажем так, неохотно?

Довольно долго существовало стереотипное представление о воспитании в духе казачества: мол, там одна маршировка, молитвы в церкви… Однако с течением времени все изменилось. Поспособствовали этому соревнования между школами в тех или иных дисциплинах. Для многих стало настоящим откровением превосходство учащихся-казачат над остальными соперниками именно в уровне интеллекта, в начитанности и широте кругозора. 

Стало быть, учеба в таких школах и классах - сбалансированное сочетание физической подготовки, приобщения к духовному и тренировки мозгов? 

- А еще сюда добавьте социальную адаптацию, умение естественно вести себя в коллективе. Здесь играет важную роль и внеурочная деятельность ребенка, который большую часть времени находится под бдительным присмотром специально обученных кураторов. 


В казаки бы я пошел

… И результат? 

- Он налицо! Родители все чаще просят перевести их чад из обычных школ в казачьи.

Переводите? 

- Конечно же, идем навстречу. Процесс уже необратим: на следующий год половина школ Краснодара изъявила желание получить «казачий» статус. 

Наставников на всех не хватит…

- Такая проблема действительно есть. Но она решаема. Сегодня мы за каждой школой закрепляем казачий курень. Директор вместе с атаманом составляют план работы. Затем к делу подключается третья сторона - церковь. Заключается трехстороннее соглашение о совместной деятельности, результатом которой становится формирование ребенка в духе незыблемых традиций кубанского казачества. Триумвират «курень - церковь - школа» работает бесперебойно. 


Форматом стала форма

В чем еще секрет притягательности казачьего воспитания?

- Вот смотрите: в школу пришел казак-наставник, как говорится, «при полном параде»: в папахе, черкеске… Во многих случаях это человек, воевавший в горячих точках, имеющий награды. Для школьников он сразу становится кумиром, примером для подражания. На него хочется равняться. 

Его рассказы о боевом прошлом покруче компьютерных игр…

- Разумеется, ведь там реально, а не виртуально, люди рисковали жизнью. Среди них некоторые лишь на пару лет старше тех же учащихся школ. 

Кстати, вы ведь тоже воевали? 

- Было дело. За плечами - две чеченские кампании. Участвовал в тех же боях, что и наш казак ЕРКО, герой России Сергей Палагин.

Пересекались?

- Вполне возможно. Когда тебя выхватывает с передовой спаситель-вертолет, даже не думаешь, кто за штурвалом. Единственная мысль - «Жив!» 

Наше родное изобретение

У казачьего наставничества авторство кубанское?

- Вообще-то я бы не сказал, что это наше ноу-хау. В советское время нечто подобное уже было, только в производственном формате. Я имею в виду мастеров, шефствовавших над молодежью. Так что не пришлось изобретать велосипед. 

И мы придумали элитный мотоцикл (продолжим эту аналогию)… Там же речь была всего лишь о производстве, здесь - об общественно-политических и духовно-нравственных постулатах!

- Согласен, это важнее. Но суть все-таки одна: мужчина-куратор с жизненным опытом всегда готов помочь подшефному. Или подшефным, как в нашем случае. Хотя в принципе можно сказать, что подобный формат - наш местный эксклюзив: ни в одном из регионов России работа наставников в школах и классах не вышла на столь высокий профессиональный уровень. 

Вероятно, опять-таки наставники помогли оторвать молодежь от компьютеров?

- Казачата поняли, что интереснее стрелять самим, чем наблюдать за сражением на мониторах. Вот и недавние военно-полевые сборы подтвердили эту истину. В них приняли участие 60 юных казаков, которым мы дали возможность поупражняться в стрельбе из пулеметов, автоматов, пистолетов. 

Реакция самих стрелков?

- Описанию не подлежит. Восторг, азарт, эмоции, горящие глаза… Как признался один из казачат, «я взял в руки «Калаш» и почувствовал, что могу защитить от врагов свою Родину». 

Всем казачатам стрелять разрешили? 

- Тем, кому уже исполнилось 14. Тому, кто младше, пока нельзя: огнестрельное оружие - габаритное, тяжелое. После выстрела ребенок может его выронить. Ничего. Подрастут - постреляют. 


Вот она, выгода…


В общем, польза казачьих классов и школ очевидна всем родителям?

- Я бы так не сказал. Иногда мне приходится слышать вопрос: «А какая мне выгода от того, что мой ребенок в казачьей школе?»

Как в том старом анекдоте: «И шо я с этого буду иметь?»… 

- Пожалуй, да. Приходится объяснять, что главное приобретение здесь - гармонично развитая личность, которой станет ваше чадо. 

Понимают? 

- В последнее время - все чаще. О чем и говорят, к примеру, очередные заявления на имя директоров школ казачьей направленности с просьбой принять детей на обучение. В общем, полку казачат у нас прибывает. 


Сергей Таран

Короткая ссылка на новость: http://ruskazaki.ru/~iBse9