logo




Шестнадцатая присяга, или Новь и старь хопёрских казаков

Шестнадцатая присяга, или Новь и старь хопёрских казаков

В восьми районах воронежского Прихопёрья много великолепных храмов. Но этот собор у станичников на особом счету – здесь они служат молебны, держат совет и крепят своё казачье братство.
Хопёрский отдел Северо-Донского округа Союза казаков России охватывает Аннинский, Борисоглебский, Грибановский, Новохопёрский, Поворинский, Таловский, Терновский и Эртильский районы. Кстати, Прихопёрье в географическом понимании – это Средний Дон (или часть Подонья). 

Собор же, о котором идёт речь, находится в Новохопёрске, и берёт он своё начало, как минимум, в восемнадцатом веке. В 1732 году рядом с Хопёрской казачьей крепостью имелась деревянная церковь с колокольней, которая «без остатку» сгорела через десять лет. Вместо неё в 1751 году воссиял большим куполом каменный Крестовоздвиженский храм (полностью расписан и освящён в 1774-м, до этого службы шли в приделе, носящем имя Святого Николая). 

– Крестовоздвиженский собор с трёхъярусной каменной колокольней – это наш Новохопёрский Кремль, – говорит атаман Хопёрского казачьего отдела Владимир Лаенко. – Это сердце нашего города и всей казачьей округи Прихопёрья. Примечательно, что храм построен по образцу других российских кремлей – Московского, Новгородского, Рязанского, Вологодского и иных. Он имеет соборную площадь, земляной вал у южного бастиона крепости, подземный выход к реке… 

Образно говоря, соборная церковь является исторической книгой практически всех заметных событий Новохоперска. На её страницах отражены пребывание «второго державного плотника» – вице-адмирала А.Н.Сенявина, легендарного флотоводца Ф.Ф.Ушакова, основателя Новороссийска и других северокавказских крепостей генерала Н.Н.Раевского-младшего, преподобного Иллариона Оптинского… 

Славное прошлое собора непосредственно связано с Хопёрским казачьим полком, который основал не только Новохопёрск. В середине 1770-х годов по воле императрицы Екатерины II и князя Г.А.Потёмкина казаки-хопёрцы были отселены на Северный Кавказ, где, по сути, заложили город-крепость Ставрополь. 

Вообще же, служба хопёрских казаков, по одной из версий, официально началась куда как давно – с воцарением на престол боярина Михаила Романова (1613 год). И выражалась она в том, что разного рода «промышленники» (бортники, звероловы, рыболовы), оседлые земледельцы и казачья вольница «по грамоте» охраняли от набегов калмыков, крымских и кубанских татар южные рубежи Российского централизованного государства. 

Кстати, Крестовоздвиженский собор в народе и поныне называют Старым собором (есть ещё Троицкий и Воскресенский храмы, которые построены в 1835-м и 1865 годах на средства новохопёрских купцов). Но по большей части старый храм знают как Петровский собор. Связано это с народным преданием о том, что царь Петр I, будучи в Хопёрской крепости, отсчитал от берега Хопра 150 шагов и повелел построить на этом месте церковь. 

Этот старейший в Воронежской митрополии собор «типично» пережил безбожные советские времена – в нём размещался склад Горторга, который вчистую выдули ветры «перестройки». Из разрухи и запустения храм начал выходить в мае 2010 года, когда по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия здесь была создана община православных христиан. 

В том, что началось восстановление поруганной святыни, большая заслуга атамана Владимира Лаенко. Он возглавил приходской совет и взял на себя решение самых сложных вопросов, связанных с ведением «народной стройки» и организацией «субботников» – небесполезного, надо признать, порождения советской эпохи. 

Используя и далее термины всё тех же далёких социалистических времён, надо подчеркнуть: первая «ударная пятилетка энтузиастов» (богомольцев!) дала свои конкретные результаты. К сентябрю 2015 года силами казаков удалось сделать кровлю над трапезной, частично восстановить опорные стены храма и их подвод под кровлю, укрепить основание купола. 

И при этом, заметьте, Владимир Анатольевич не пустил на самотёк свою повседневную атаманскую работу. К примеру, в период с июня 2013-го по июнь 2014 года он принял активное участие в казачьих кругах и сходах, которые проходили не только в станице Хопёрской, но и в Борисоглебске, Бутурлиновке, Таловой, Лисках, Воронеже, Волгограде и Урюпинске. А ещё были различные станичные и молодёжные мероприятия, а также постоянное сотрудничество с Новохопёрским церковным благочинием, в том числе по организации ближних и дальних крестных ходов. 

Кроме всего прочего, Владимир Лаенко – вахмистр казачьего Конвоя памяти Святого царя страстотерпца Николая II, учреждённого Санкт-Петербургской православно-державной организацией. Он регулярно обеспечивает охранные службы в составе Митрополичьего караула в Воронеже и Борисоглебске. 

Крестовоздвиженский собор, безусловно, преображается, хотя и не так быстро, как этого хочется прихожанам, поскольку церковную казну пополняют в основном добровольные пожертвования простых мирян и казаков. И всё же, чтобы храм сразу исполнял своё предназначение, в нём быстро навели порядок, стали еженедельно читать акафисты о полном соборном восстановлении. 

В первый же престольный праздник (27 сентября 2010 года) здесь отворили главные южные врата, провели молебен и всеобщую трапезу; было положено начало крестным ходам и молебнам. Спустя пять лет в главный день собора организовали даже благотворительный обед для пожилых людей – накормили более 200 человек, роздали всем им гуманитарные подарки от женсовета Борисоглебской епархии. 

А 17 июля 2017 года здесь впервые за прошедшие сто лет состоялась Божественная литургия (служба с Таинством причащения). Проходила она в подвальном помещении, что символизировало Ипатьевский подвал, в котором царская семья приняла мученическую кончину. В декабре того же года епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий дал благословение на то, чтобы в соборе был создан нижний казачий храм, поименованный храмом Святых царственных страстотерпцев. 

Уже через месяц, в День новомучеников и исповедников российских, прошло торжественное освящение креста над новым храмом. 

– Этот крест – символ победы над духовной смертью нашего народа, символ покаяния за содеянные грехи и безумие в XX веке, – говорит атаман Владимир Лаенко. – А в целом нам удалось буквально за год сделать невероятное: из руин было восстановлено и приготовлено всё необходимое для проведения полноценных богослужений, которые совершаются теперь еженедельно и увенчались 12 августа 2018 года служением Владыки Сергия. Между прочим, в нижнем храме установлены входные дубовые двери, которые изготовлены в стиле XVII-XVIII веков. 

Седьмого октября 2018 года после Крестного хода с Хопёрской иконой «Царь грядёт», в Крестовоздвиженском соборе состоялась очередная, и последняя по счёту, казачья присяга. Её принимали посланцы станицы Терновской. 

Заметьте, это была уже шестнадцатая присяга, проводимая в соборе с момента его восстановления. Такая торжественная практика охватывает все хутора и станицы Хопёрского казачьего отдела Северо-Донского округа СКР. В тот же день в храме прошёл отчётно-выборный круг Савальского юрта Хопёрского казачьего отдела – это ещё одна соборная практика хопёрского казачества. В числе традиций – экскурсии казачат и торжественные крестины сынов казачьих. 

К слову, в октябре 2016 года атаман Лаенко стал крёстным отцом мальчика, который родился в казачьей семье в день празднования Покровителя земли воронежской святителя Митрофана. Крестника нарекли Митрофаном и поднесли его после купели к всё той же Хопёрской иконе «Царь Грядёт». В Хопёрском полку прибыло! 

Выражаясь опять-таки образно, можно сказать, что Крестовоздвиженский собор сейчас – это купель возрождаемого хоперского казачества, место духовного становления православных казаков. Хотя сами они не обходят стороной и другие храмы, бывают там на богослужениях целыми делегациями. Более того, казаки станицы Хоперской вносят свою лепту в восстановление Троицкого храма, не раз оказывали помощь Воскресенскому приходу при подготовке к праздникам, принимали участие в установке и освящении колоколов Никольского храма в селе Алферовка… 

Шестого мая 2018 года в селе Русанове Терновского района сам епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий совершил чин освящения новой часовни храма Пресвятой Богородицы. 

– Это ли не радость! – говорит атаман станицы Терновской Хопёрского казачьего отдела Вячеслав Деев. – Русаново – моё родное село. Тем не менее, новохопёрский Крестовоздвиженский собор вызывает у меня особые чувства. Все мы – от атамана и до православных людей, изъявивших желание официально верстаться в казаки, – начинаем свой казачий путь именно отсюда. Отрадно и то, что тут принимали присягу станичники Тамбовской, Волгоградской, Иркутской и других областей. 

В августе нынешнего года по инициативе Вячеслава Деева в составе Хопёрского отдела создан означенный выше Савальский казачий юрт, который не только охватывает Терновский и Грибановский районы, но и позволяет оперативно взаимодействовать соседствующим казакам. Атаманом юрта стал начальник штаба станицы Терновской и уважаемый во всей округе человек – бывший участковый Александр Иванович Деев (кстати, отец Вячеслава Деева). 

После шестнадцатой присяги и отчётно-выборного круга Савальского юрта к пастве обратился ответственный за работу с казачеством Новохопёрского церковного благочиния и сам казак иерей Андрей Саврасов. Батюшка накануне вернулся из Москвы, где проходило синоидальное обучение священников РПЦ, обеспечивающих взаимодействие благочиний и казаков. Он не только рассказал о стратегии развития православного казачества, но и призвал хопёрцев – «потомков сберегателей земель российских» – к ещё большей духовной сплочённости. 

– А за этим дело не станет, коль у казаков есть Крестосдвиженский собор, который соединяет воедино их прошлое, настоящее и будущее, их новь и старь, – уверен атаман Северо-Донского округа Союза казаков России Виктор Галушкин.

Николай СТАРЫХ, 
есаул Союза казаков России.

Короткая ссылка на новость: http://ruskazaki.ru/~ZaOiN