logo




На казачьей службе

На казачьей службе

Кто такие современные казаки? Какими они были 300 — 500 лет назад? Что отличает их от обычного населения? Чем объяснить конфликты, нередко возникающие вокруг темы казачества?
На эти и другие вопросы «РБ» отвечает директор института исторического и правового образования, заведующий лабораторией истории и культуры казачества России Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы кандидат исторических наук, доцент Алексей КОРТУНОВ.

— Алексей Иванович, в личном плане, особенно у мужчин, принадлежность к казачьим корням — это предмет гордости. Но в общественном масштабе отношение к казакам неоднозначное. Почему?


— Казаки — воины. Отвага, смелость всегда были в цене. Да и женщины не приминут подчеркнуть казачье происхождение.


История казачества Урала в последние двадцать пять лет активно изучается. Многие темы, связанные с появлением казаков на огромной территории степной и лесостепной частей региона, их отношениями с народами, населяющими обширный край, борьбой за земли, влиянием администрации царской России на процессы закрепления и увеличение местного казачьего населения, до сих пор актуальны и привлекательны не только для научного мира, но и для обычных обывателей, интересующихся историческим прошлым своей семьи, деревни, города.


До сих пор в средствах массовой информации обсуждаются вопросы исторического прошлого казачьих войск, а также современного движения по возрождению казачества, многие из которых действительно вызывают неоднозначную реакцию как среди казаков, так и ученых-историков. Одной из самых обсуждаемых проблем остается национальная и религиозная принадлежность казаков различных регионов страны.


— Как появились казаки на Южном Урале?


— Исторически так сложилось, что казачьи войска в России формировались постепенно. К началу XX века их насчитывалось одиннадцать. Бесспорно, есть войска, возникшие самостийно, на обособленных территориях, под влиянием определенных внешних и внутренних факторов, — Донское, Яицкое и некоторые другие. Часть казачьих войск в Российской империи была создана государством для определенных целей, главная из которых — защита внешних рубежей. Например, Оренбургское, Уссурийское, Амурское. При этом каждое имело свои особенности.


Для того чтобы понять особенности возникновения и эволюции казачьих общин Урала, необходимо углубиться в историческое прошлое нашего региона не менее чем на 500 лет. Продвижение казаков в юго-восточном направлении началось еще до присоединения края к Российскому государству. В частности, донское и волжское казачество уже в XV — XVI веках пытались закрепиться на реке Яик, ныне Урал, где в это время хозяйничали ногайцы. После известных событий, связанных с падением Казанского и Астраханского ханств, присоединением Башкирского края и распада Ногайской орды, казаки смогли продвинуться вверх по течению Яика и обосноваться в удобном месте, в устье реки Чаган, основав там в первой четверти XVII века Яицкий городок. В дальнейшем в официальных документах русского делопроизводства закрепляется название — яицкие казаки. Немногочисленная ватага яицкого казачества впоследствии составила основу многотысячного Яицкого войска, находившегося в ведении Посольского приказа.


— Слова Патриарха Кирилла о том, что православие — отличительное качество казаков, вызвало недовольство неправославных народов. Насколько неосторожным было высказывание настоятеля РПЦ?


— Национальный состав Яицкого казачьего войска был довольно разнообразным. Основу первых вольных казачьих ватаг составили волжские казаки и выходцы с Дона. Яицкое казачество увеличивалось довольно быстрыми темпами в основном за счет сходцев, беглых крестьян и раскольников. В первой четверти XVIII века власти организовали перепись яицких казаков. Было установлено, что в Яицком войске служили выходцы с Дона, беглые крестьяне, стрельцы, посадские люди, пушкари, «государевы неводчики», самарские дворяне, подьячие, гребенские казаки, запорожцы, волохи, черкесы, татары, мордва, чуваши, вотяки, калмыки и другие. Среди яицких казаков оказались пленные турки, шведы, поляки и немцы.


В XVIII веке к Яицкому войску были приписаны частично калмыки, кочующие вдоль реки Яик, а в XIX веке — несколько тысяч башкир, составивших Башкирское отделение Уральского казачьего войска. Несмотря на этническое многообразие войска, яицкие казаки не стремились принимать в состав своей общины всех подряд. Определяющим здесь было то, что они в большинстве своем являлись старообрядцами, то есть вели довольно-таки закрытый образ жизни.


В XVIII столетии на Южном Урале появляется второе казачье войско — Оренбургское. Отличительная особенность новой нерегулярной военной структуры была в том, что оно формировалось на территории, отличавшейся исторически сложившимся национально-культурным своеобразием. Здесь казачья ментальность выступала уже не как естественное выражение волеизъявления определенной части российского общества, а как фактор, находившийся под жестким контролем и регламентацией государства. Правительство осознавало особое значение казачества в процессе расширения и укрепления границ государства, поэтому освоение степей Южного Урала и Приуралья органично сопровождалось созданием здесь казачьего войска. В геополитическом контексте это было продолжение процесса расширения «казачьего буфера» от Дона, через Кубань, Астрахань, Урал, далее на восток, в направлении Сибири.


— То есть понятия «этнос» и «казачество» ничего общего не имеют?


— Отсутствие в регионе этносоциальной казачьей базы было компенсировано тем, что государство впервые по собственной инициативе законодательным путем учредило в 1748 году на территории вновь образованной административной единицы — Оренбургской губернии — нерегулярное казачье войско. При этом войско собиралось из различного местного и пришлого контингента. Таким образом, в XVIII — XIX веках в составе оренбургского казачества оказались яицкие и донские казаки, малороссы, то есть украинцы, ногайцы, крещеные калмыки, казанские татары, башкиры, мордва, марийцы, чуваши, киргиз-кайсаки (казахи), каракалпаки.


К примеру, к концу XIX века, по статистическим данным, в войске числилось более тридцати тысяч человек мужского и женского пола, исповедовавших ислам, это примерно 6 — 7 процентов от всей численности служащего войскового населения. Не всегда очевиден статус мусульман в войске. С одной стороны, государство способствовало зачислению в войсковое сословие представителей неправославной веры, издавая указы, в частности от 12 марта 1831 года и 14 августа 1848 года, по которым разрешалось принимать в казачьи войска Урала различных «азиатов» — башкир, киргиз-кайсаков и других, с другой, запрещало зачислять их массово, целыми селениями, делая в официальных документах оговорки, чтобы башкиры, татары и другие местные жители принимались семьями или по одиночке и расселялись по оренбургским казачьим поселкам и станицам. Вероятнее всего, на повестке дня стоял вопрос о продолжении легкой ненавязчивой политики христианизации мусульманского населения. Служба в казачьих частях предоставляла хорошую возможность оказывать непосредственное влияние на мусульман с целью перехода в православную веру.


Еще одним фактором зачисления в Оренбургское войско мусульман стала постепенная ликвидация кантонной системы управления в регионе и перевод башкир и мещеряков из военного в податное состояние. В данном случае многим из них представилась уникальная возможность продолжить свою службу в Оренбургском войске, попав туда переводом. Этим не преминули воспользоваться многие служащие приграничных башкирских кантонов. В 1840-х годах, после выделения Оренбургскому войску сплошной территории вдоль всей юго-восточной пограничной линии, башкиры, мещеряки и тептяри, чьи деревни оказались на казачьих землях, чтобы избежать переселения, начали подавать прошения на перевод в войско. Многие из прошений были удовлетворены. Таким образом, войско сразу же пополнилось многотысячной группой мусульман. Хотя стоит заметить, что многие из них позже по разным причинам отказались от службы, перейдя в податное состояние.


— Расскажите подробнее об истории казачества башкирского края.


— Первые казачьи формирования появились в Уфе только во второй половине XVII века — так называемые конные казаки. Впоследствии, в первой половине XVIII века, в Уфимской провинции появляется еще четыре казачьих центра. С 1736 по 1740 год в Табынской, Елдяцкой, Красноуфимской и Нагайбакской крепостях начинают службу казаки, позже вошедшие в состав Оренбургского войска.


Состав казаков Уфимской провинции был довольно разнородным и включал в себя представителей почти всех народов, населявших в то время башкирский край. Хотя власти старались следить за тем, чтобы в казаки набирали преимущественно православных, среди которых особую категорию составляли крещеные язычники и мусульмане. И только в определенные сложные периоды, в связи с недостатком служилого населения, приходилось набирать в казачьи войска и представителей других религиозных общин. При этом все же казаки, получающие за свою службу жалование, так называемые «жалованные казаки», оставались практически все православными. Казаки, служащие за пользование земельными и другими угодьями, набирались в более свободном формате, без предъявления особых требований.


Ситуация изменилась лишь в XIX веке, когда в казаки начали набирать преимущественно малолеток, то есть казачьих детей. Но к этому времени местные казачьи общины оказались уже достаточно многонациональными и поликонфессиональными. В 1840-х годах в связи с выделением Оренбургскому казачьему войску сплошной территории вдоль юго-восточной пограничной линии всех казаков из внутренних районов региона переселили непосредственно на границу, в том числе и казаков Уфимской провинции. Таким образом, к середине XIX столетия на территории современного Башкортостана казачьих общин практически уже не существовало.


— Кто же такие современные казаки: члены очередной общественной организации или просто увлеченные люди?


— В конце 80-х — начале 90-х годов в Советском Союзе начинается движение по возрождению казачества. В это время появляется множество общественных организаций, которые по собственной инициативе возрождают казачьи войска, существовавшие до известных событий расказачивания в 20-х годах. В 1995 году для привлечения казаков к государственной службе издается указ Президента РФ «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», который был неоднозначно воспринят в казачьем сообществе. В итоге казачье движение разделилось на две части — реестровую и общественную. Такое деление сохраняется и сейчас. В свою очередь в России существуют сотни официально зарегистрированных общественных организаций, так или иначе связанных с казачеством. Наряду с этим активно развивается и историческая казачья реконструкция, которой занимаются как историки-профессионалы, так и обычные люди, увлеченные историей своей страны. По-моему, историческая реконструкция имеет важное значение, так как способствует сохранению исторической памяти народов России.

Короткая ссылка на новость: http://ruskazaki.ru/~INYRi