logo




Кого можно считать современным казаком

Кого можно считать современным казаком

Кто же такой, так сказать, современный казак? И есть ли вообще этой социальной прослойке место в XXI веке? 

Властям выгодно?

Краевед Анатолий Телюк:

- Современный казак - это не обязательно годы службы за плечами. Раньше это было отдельное сословие. Те, кто в него входил, имели определенные права и обязанности. Все было достаточно серьезно. Что это сейчас? Это, скорей всего, состояние души. То самое, романтическое, чем отличаются все казаки. Ностальгия по прошлым временам, может быть. Казаком можно считать того, кто сам считает себя таковым. Документы могут и не иметь значения - важно то, кем себя ощущает человек.

Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой религиоведения и истории АмГУ Андрей Забияко:

- Для меня вопрос казачества важен, учитывая присутствие в моей родословной казачьих корней и коснувшихся нашей семьи репрессий казаков в 30-е годы. Мой двоюродный прадедушка Качуков был расстрелян по обвинению в заговоре японских шпионов одним из первых, вместе с А. Я. Гуровым - одним из создателей областного краеведческого музея, станичным учителем и в некотором смысле политическим деятелем, представлявшим интересы казачества.

Конечно, встает вопрос о том, что возрождение современного казачества имеет свои перегибы. В немалой степени возрождение казачества - это идущий сверху социально-политический проект, направленный на конструирование этносоциальной группы, которая, по расчетам власти, станет, как прежде, ее опорой. Этот административный посыл дает негативный импульс возрождению казачества. Но и время другое, и люди уже не те, да и власть, надо прямо сказать, не та, чтобы казачество на нее истово молилось, срывая с головы папахи. В этом скрытое противоречие между интересами власти и волей казачества.

С другой стороны, проблема не только во власти, но и в том, что многие из считающих себя казаками и возрождающих казачество, уважая историческую память, все же не совсем ясно понимают или не до конца разделяют самую суть этого сословия. Его представители жили на земле, занимались земледелием и охраной границ поселений. Возрождая казачество, нужно, соответственно, вернуть и тот преимущественно станичный образ жизни. У нас же этот процесс больше развивается в городском формате.

Впрочем, в Приамурье сегодня я не вижу каких-то явных перехлестов и излишней демонстративности, которые иногда заметны в других регионах России…

Конечно, в полной мере сегодня возродить аутентичность казачества очень сложно. Их функции уже совершенно отпали, перешли к другим институтам - к полиции, например, к пограничникам. Поэтому понятен, с одной стороны, интерес власти к формированию такого социально-политического слоя. С другой стороны, вписать его в современные реалии очень сложно, потому и выглядит это немного декоративно.

Учите, дети!

Между тем, по данным регионального минобрнауки, планируется разработать программу для дошкольников по внедрению этнокультурного казачьего компонента в образовательный процесс. Экспертиза программы намечена на май 2019 г.

В январе и апреле запланированы два семинара для педагогов: «Амурские казаки: роль в истории России и Приамурья», «О развитии системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи на примере беззаветного служения Родине амурского казачества»; в марте - вебинар «Казачий компонент в учебно-воспитательной деятельности образовательной организации как инновационная организационно-педагогическая форма социализации обучающихся».

Казаком можно считать того, кто сам считает себя таковым. 


В апреле-мае планируется провести региональный конкурс лучших методических разработок по реализации казачьего компонента в образовательных организациях области.

Учитель истории и обществознания Грибской школы Благовещенского района Татьяна Устич третий год участвует в пилотном внедрении этнокультурного казачьего компонента в рамках образовательной программы, накопив богатый педагогический материал для учеников 5 - 6-х классов. Преподаватель обратилась к представителям Амурского окружного казачьего общества с просьбой активизировать «живое общение» школьников и представителей казачьих обществ.

Зарядку для детей, праздники, игры на прогулке в казачьем стиле продемонстрировали представители детсада № 55 Благовещенска. Свои материалы по казакам в региональной системе допобразования представила директор центра военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе областного института развития образования Ксения Корженевская.

Наконец, чиновники решили обратиться к амурским казачьим обществам (всего их зарегистрировано 9) с просьбой закрепить своего куратора за каждой образовательной организацией, изучающей в пилотном режиме историю этого этнокультурного слоя. Сейчас же на базе 23 образовательных организаций историю казаков изучают 1356 человек в возрасте от 6 до 20 лет.

Между тем

Поскольку Приамурье - область многонациональная, то периодически проводятся сборы по вопросам гармонии в межэтнических отношениях. К примеру, только на 2019 г. выдадут квоту на 28 тысяч человек иностранной рабсилы для строительства газоперерабатывающего завода в Свободном. С выходцами из Средней Азии, Турции, Китая важно сразу же найти взаимопонимание, не допускать конфликтов. Аналогичная стройка велась в Тюменской области, и этот опыт правительство Приамурья тщательно изучало.

Кстати, в целях межнациональной дружбы в Приамурье в этом году впервые провели товарищеский футбольный матч «Содружество» между командами Азербайджана и Армении. Также впервые проводился большой праздник, на котором представителей различных культур знакомили друг с другом.

Ну а в 2019 г. национально-культурные объединения смогут участвовать в грантах на проекты, помогающие крепить межэтнические отношения.


Короткая ссылка на новость: http://ruskazaki.ru/~pmbZX