logo




Как улучшить качество обучения казачат?

Как улучшить качество обучения казачат?


В последнее время в сети то и дело появляются публикации с критикой в адрес руководства Кубанского казачьего войска. Все, чего достигло войско им не по душе. В одном из опусов прозвучало: дескать, создали казачьи классы, а ума дать не могут. Критиковать легко, особенно, когда своими глазами не видел. Недавно побывал в Гулькевичском районе, где успешно работает муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр «Кавказская линия».
Инициатором создания центра «Кавказская линия» стал Виктор Кадькало, который тогда был главой района. Подобный центр он открыл, когда возглавлял Тбилисский район. Замысел заключался в том, чтобы повысить уровень знаний в первую очередь учителей и наставников, работающих в казачьих классах.

Занимался созданием центра атаман Гулькевичского районного казачьего общества Александр Власов. На его открытие ушло около года, поскольку было немало сложностей с контролирующими и разрешительными органами. 1 октября 2015 года центр отпраздновал свой день рождения. 

Следующим этапом стал подбор педагогов и наставников, их обучение. Минусом казачьего образования несколько лет назад была несистемность. Как было раньше? Кто из педагогов и наставников какой материал о казачестве нашел, то и рассказывал детям. Порой наставники лезли в такие дебри, что ученые до сих пор не пришли к единому мнению. 

Ситуация в корне изменилась два года назад, когда по инициативе атамана ККВ Николая Долуды правление войска совместно с краевым министерством образования и департаментом по делам казачества и военным вопросам разработало методические рекомендации для учителей и наставников.

Однако одно дело издать учебники и методички, другое — добиться, чтобы они не лежали мертвым грузом в школьных библиотеках, а стали руководством к действию. Именно этим и занялись сотрудники «Кавказской линии». 

В 2016 году губернатор края поставил задачу: в каждой школе должны быть казачьи классы. Некоторые из педагогов, которым предстояло работать с казачатами, несколько растерялись. Сотрудникам центр, а их всего двое -директор Виталий Мясников и его заместитель Оксана Дряминой пришлось объяснять, что к кубановедению, которое они вели добавляется история и современность Кубанского войска. 

Все педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования, а это в основном учителя и казаки-наставники прошли обучение на базе Новочеркасского института переподготовки и повышения квалификации и Краснодарского института развития образования. Сдали экзамены и получили право работы в классах казачьей направленности, что подтверждается соответствующим удостоверением.

Сейчас в центре работают 116 человек. Педагоги, наставники и спортинструкторы получают небольшую доплату 4–5 тысяч рублей. Муниципалитет выделил в этом году два миллиона рублей. Не Бог весть какие большие деньги, но без них центру не обойтись. Окупаются они сторицей. По словам директора школы № 19 станицы Скобелевской Александр Шишикина, финансовая помощь со стороны центра приводит к росту ответственности учителей за качество проведения занятий. Уроки, на которых изучается история и современность кубанского казачества, традиции, фольклор, являются обязательными и тарифицируются наравне с общеобразовательными предметами. 

В центре «Кавказская линия» есть все необходимые методические материалы, начиная от региональных программ до конспектов занятий. 

Взяв за основу региональные программы, в центре решили включить важные даты муниципалитета: День образования района, Гречишинские поминовения, День матери — казачки, день освобождения Гулькевичей. Решение очень разумное. Дети должны знать не только историю Кубани, но и своего района. Такая форма позволит быстрее понять, что Кубань и казачество неразрывно связаны. 

Детям важно совершать пусть и небольшие, но подвиги, доказывать самим себе возможность преодоления трудностей. Таким подвигом стало их участие в Георгиевском крестном ходе. Они вместе со взрослыми шли пешком девять километров от села Новомихаловского до Отрадо-Ольгинского. Настоятель храма отец Виктор рассказывал о том, как в годы войны по этой дороге шли курсанты Урюпинского военного училища, погибшие при защите села Новомихайловского. 

Одно дело побывать на краевом совещании или семинаре, слушая выступления, суть которых достаточно быстро забывается. Другое — окунуться в школьный мир, заняв место казачат, пропуская через себя процесс обучения. Именно такой эффект дали обучающие семинары-практикумы. Первый из них состоялся в ноябре прошлого года. Построен он был необычно. Все атаманы и наставники Кавказского отдела заняли места за партами, выступив в качестве учеников. Они участвовали в викторине по истории казачества, в фольклорных конкурсах, декоративно-прикладном творчестве. 

Осенью этого года подобный семинар-практикум пройдет в Тихорецком района, а на будущий год — в Тимашевске. Со временем практическими занятиями будет охвачены все районные казачьи общества Кавказского отдела. 

Опыт Гулькевичского района, по нашему убеждению, нужно распространять и в других уголках края. По сравнению с затратами на создание сети обучающих центров для учителей и наставников эффект их работы будет многократным. 

Во-первых, вырастет уровень знаний казачат. 

Во-вторых, как показал опыт Гулькевичского района, педагоги и наставники гораздо ответственнее станут относиться к подготовке и проведению занятий с детьми. У них появится желание глубже изучить историю казачества, больше узнать об обычаях, о традициях, культуре казачества. 

В-третьих, в наше время лишние четыре-пять тысяч рублей никому не помешают. 

Со временем можно наладить обмен опытом, а возможно, и объединить центры подготовки педагогов и наставников под эгидой Кубанского войска и краевого министерства образования. Деньги для создания подобных центров окупятся сторицей. Ведь речь идет о нашем будущем, а на нем экономить — преступно!


Сергей Корниенко




Короткая ссылка на новость: http://ruskazaki.ru/~1BZuD