logo




Как казаки и крестьяне осваивали Приморье

Как казаки и крестьяне осваивали Приморье

По суше, по морю и по рельсам — три пути освоения Приморья, каждый из которых символизировал собой новую эпоху в открытии земли Приморской.


По суше, по морю и по рельсам — три пути освоения Приморья, каждый из которых символизировал собой новую эпоху в открытии земли  Приморской. Сушей, обозами  добирались до края света крестьяне, вкладывавшие значительные средства в переезды и сформировавшие костяк сначала первопроходцев, а потом старожилов. Одновременно с ними прибывали в Приморье и казаки, которые считали себя ссыльными в диком краю, после того как отрылись пути морские и железнодорожные, на заселенные земли уже прибывали «десятники». За каждым этапом переселений стоит своя история. В юбилей края «Приморская газета» вспоминает, как  это было.

Бумаги
Любопытно, что договор о вхождении земель восточнее реки Амур  (территории нынешнего Приморья) в состав Российской Федерации, так называемый Пекинский договор, был подписан лишь благодаря находчивости графа Николая Игнатьева, дипломата.  
Дело в том, что до  заключения в 1860 году Пекинского договора восточные территории считались личной унией императора Поднебесной, и заселять их было нельзя. Более того, долгое время Сын Неба (один из титулов главы Китайской империи) считал, что по Айгунскому договору (который разрешал заселение  гражданами России территории к северу от Амура), заключенному в 1858 году, и так уступил России слишком много и далее свои милости распространять не планировал.
По словам экскурсовода музея имени Арсеньева Лидии Новинской, Николай Игнатьев жил в Шанхае довольно долгое время, ожидая благоприятного случая для того, чтобы подписать договор. И он не замедлил наступить: когда во время Опиумной войны англичане и французы подступили к Пекину, Игнатьев добрался до столицы и предложил свои услуги в ее сохранении. Но только при условии, что Айгуньский договор будет ратифицирован. А далее последует подписание договора Пекинского.
Столицу Китая от ворогов граф Игнатьев защитил, и уже 14 ноября 1860 года нужный для России договор был подписан. Кстати, сами сыны Поднебесной удивлялись, как довольно еще молодой человек ловко укротил их противников. Более того, со своей склонностью давать имена особо отличившимся иностранцам они наделили и Николая Игнатьева прозвищем «Один Большой Человек» — И Да Жень.  

Люди
К моменту подписания договора на территории современного Приморья уже жили 3 399 русских и 1 500 китайцев. Более того, были основаны даже первые военные посты — Турий Рог (1859), Ольга (1859), Владивосток, Новгородский, Новокиевский (1860). Почти одновременно  с русско-китайскими вотчинами  стали появляться и казачьи поселки на реке Уссури — Верхне-Михайловский, Графский, Ильинский и Княжеский (1859).
— В этом была некая авантюрная жилка: вдумайтесь, территории еще официально не входили в состав России, но здесь уже были наши посты. Таким образом, мы фактически застолбили земли с тем чтобы в случае благоприятного исхода сразу же начать их осваивать, — говорит Лидия Новинская.
И уже 26 марта 1861 года правительство призвало безземельных крестьян и всех предприимчивых граждан ехать на Восток.  Были разработаны правила, по которым поселенцы получали участки свободной земли.
— Желающим селиться целым обществом, которое должно состоять не менее чем из 15 семейств, отводился сплошной участок земли не более 100 десятин на каждое семейство в бесплатное пользование на 20 лет. Переселенцы могли дополнительно приобретать землю в собственность по цене 3 рубля за одну десятину. Более того, первопроходцам предоставлялись значительные льготы: все переселявшиеся на Дальний Восток за собственный счет освобождались от отбывания рекрутской повинности в течение 10 наборов. Кроме того, они навсегда освобождались от уплаты подушной подати и лишь по истечении двадцатилетнего срока должны были уплачивать поземельный налог. С небольшими изменениями указанные правила сохранились до начала XX века, — рассказывает директор Приморского музея имени В. К. Арсеньева Виктор Шалай.

Дебри
Первыми на заселение пустующих земель отправились казаки Уссурийского пешего батальона Амурского казачьего войска. Желающих выбирали крайне нехитрым образом: по жребию. Тот, кто волей или неволей вытянул его на родине, в Забайкалье,  должен был бросить свой родной дом и идти в новый, неведомый край. Естественно, что позитивного отношения к Приморью казаки не испытывали.
— Многие из таких подневольных переселенцев сразу стали воспринимать эти земли враждебно да и себя считать ссыльными, — говорит Виктор Шалай.
После опубликования приказа об открытии для заселения новых земель и предоставляемых преференциях, на восток отправились крестьяне из Вятской, Воронежской, Пермской, Тамбовской, Астраханской губерний.
Особых путей сообщения на тот момент еще не существовало, и люди к новому месту жительства добирались пешком. Идти приходилось два, а то и три года. Многие не выдерживали и расселялись по пути следования. Шли  группами, иногда целыми деревнями, пешком, а на телегах везли нехитрый скарб, больных и самых маленьких.

— Никто на тот момент даже не представлял, какие здесь есть земли, лес, реки и так далее. Поэтому везли все, даже специальные камни, которые передавались в семье из поколения в поколение — специальный пресс для засолки капусты, — рассказал Виктор Шалай.

Серп и плуг
Первое крестьянское поселение в Приморье возникло в 1861 году — Фудин (Ветка). В 1862 г. ходоки от селений, расположенных по нижнему течению Амура, нашли удобные для земледелия места по течению р. Белинхе близ пограничного поста Турий Рог и в 1863 г. основали селение Воронежское, вскоре слившегося с Турьим Рогом и носящее сегодня имя последнего. В 1864 г. основаны селения Владимиро-Александровское и Пермское, в 1865 г. — Шкотово. Большинство из этих населенных пунктов были основаны крестьянами (915 чел.), прибывшими сюда с низовьев Амура.
Впрочем, правительство посчитало, что три года — слишком долгий срок. И Восток страны нуждается в более оперативном заселении. Так был открыт новый путь и начался новый этап заселения края — морской. Уже в 1880 г. рейс парохода «Москва» открыл морское сообщение между Одессой и Владивостоком.

Белый пароход
Регулярное морское сообщение в Приморье установилось в 1882 году. Благодаря ему путь из центра России до восточных окраин сократился с двух-трех месяцев до 40 до 50 дней, в зависимости от погоды.
— С нашей современной точки зрения, это был практически морской круиз: море, солнце, экзотические страны. Но представьте себе, что чувствовал среднестатистический крестьянин, впервые попавший на корабль? Для него это было сродни пытки, — рассказывает Виктор Шалай.
Пускать на самотек процесс заселения Востока правительство не собиралось. Так, 1 июня 1882 года был издан закон «О казеннокоштном переселении в Южно-Уссурийский край». Суть его сводилась к тому, что ежегодно морским путем из европейской России должны были переселяться 250 крестьянских семей. Причем за счет государства.
Специально для приема новых жителей во Владивостоке было учреждено Южно-Уссурийское переселенческое управление во главе с Федором Буссе. Оно должно было заниматься приемом и обустройством переселенцев в местах нового водворения.
— Честно говоря, люди сюда ехали наудачу: уверенности в том, что все условия договора будут выполнены, не было. Вот представьте, с какими чувствами и мыслями поселенцы стояли в очередь в управление? Но все уходили довольными  в той или иной степени. Кстати, большие семьи получали значительные наделы земли. Многие были настолько велики, что крестьяне не всегда понимали, подо что ее использовать. Часть пыталась даже заработать на наделах, сдавая их в аренду китайцам, которые высаживали опиумный мак. Естественно, что полиция была крайне недовольна таким использованием и боролась с плантациями. Причем сами крестьяне не понимали, что происходит: мак — это же красиво, да и пироги можно потом напечь. Об иных способах использования никто и не подозревал, — говорит Виктор Шалай.

Цифры
Всего за три года в Южно-Уссурийский край за счет государства было перевезено 4 688 человек (затрачено более 1 млн руб.). Одновременно с казеннокоштным переселением стало широко рекламироваться так называемое своекоштное переселение, т. е. за свой счет с предоставлением льгот по новому месту жительства.
Для желающих отправиться на Дальний Восток был установлен залог 600 рублей. Как было подсчитано, именно столько составляла минимальная сумма для полного обзаведения на новом месте и прокормления семьи до нового урожая. Всего на ссуды таким переселенцам правительство ассигновало 128 тысяч рублей. С 1884 по 1891 гг. в край за собственный счет прибыло 1 597 семей (9 753 человек обоего пола).
Образование населенных пунктов шло двумя путями: первый — через создание временных поселений (заимок, выселков) и второй — образование новых деревень переселенцами. Так, на месте основанного в 1874 г. крестьянами-молоканами из с. Астраханки выселка Жариково в 1883 г. возникло крестьянское селение православных крестьян из Черниговской губернии под тем же названием. Своекоштными переселенцами на юге Приморья в этот период было основано 54 деревни.
 — В этот период в сознании людей было проведено первое разграничение: те, кто поселился здесь с 1861 по 1900 год, именовались «стодесятинниками» либо же «старожилами», — рассказывает Виктор Шалай.
Во Владивостоке поселенцы задерживались буквально на пару недель. После прибытия главы семейств вместе с чиновниками переселенческого управления отправлялись в край выбирать места для поселения. Примерно через пару недель покидали бараки и остальные временные обитатели. А вскоре прибывал другой «доброволец» с новой партией переселенцев.

Рельсы
Прогресс на месте не стоит, и развитие железных дорог положило начало новому этапу заселения Приморья — в вагонах. Теперь на дорогу переселенцы тратили всего 18 суток. С точки зрения крестьян, этот путь был наиболее комфортным. Благодаря созданным условиям, перевозить можно было все: разобранную избу, корову, телеги. В общем, ехали со всем своим. Да еще и быстро и комфортно.

— Практически получалось, что крестьяне во время переезда жили своим привычным ритмом: все родные, тот же самый уклад с чаепитиями, семейными трапезами. Даже многие предметы не сдавались в багаж, а брались с собой в поездку, — рассказывает Виктор Шалай.

Вначале вагоны с переселенцами цепляли к товарным поездам, затем стали формировать специальные составы. Дальнейшее заселение области прервала русско-японская война 1904-1905 годов. В 1906 году снова началось переселение из Забайкалья в Приморскую область.
Правда, для третьего этапа переселенцев изменили и правила. Теперь все крестьяне, водворившиеся в Приамурье и Приморье после 1 января 1901 г. наделялись вместо 100-десятинного надела 15 десятинами удобной земли на душу мужского пола.

Гости с Востока
Впрочем, заселяли Приморье не только с Запада. Были «гости» и с Востока, из Кореи. Важно отметить, что именно из страны Утренней Свежести. Китайцы никогда не рассматривали эти земли как удобные для жизни. Сюда они приходили охотиться и работать, а вот быт устраивали на родине.
Корейцы же приезжали целенаправленно. Хотя администрация Восточной Сибири такой вариант развития событий предвидела и потом еще в 1861 году были разработаны определенные правила заселения.
В частности, предписывалось «...ввиду особой важности оказывать таковым переселенцам, срочно желающим поселиться в наших пределах, покровительство и пособие продуктами на первое время». И если в 1864 году в Приморье проживало 14 корейских семей, то к 1869-му на территории Южно-Уссурийской округи появились три корейские деревни.
В 1884 году правительствами Кореи и России было подписано «Соглашение о проживании корейцев на российском Дальнем Востоке». В 1896 году первая большая группа корейцев была официально принята в российское подданство.
Одно из первых поселений во Владивостоке находилось на территории современной набережной Спортивной Гавани. Здесь стояли неказистые домики, а на причалах — традиционные лодки, которые каждое утро доставляли свежий улов. Но постепенно город рос, и эти земли было решено облагородить. Так что корейцев переселили в район Первой Речки.
Кстати, еще в советское время отношение к корейцам было самым благожелательным. После 1922 года в сельских школах изучали корейский язык, в Ворошилове (Уссурийск) было открыто корейское педучилище, а во Владивостоке — корейский пединститут. В 1937 году на основании ничем не подкрепленных подозрений по распоряжению из Москвы корейское население края было выслано в незаселенные районы Казахстана.

Ольга Ильченко 

Короткая ссылка на новость: http://ruskazaki.ru/~lqAVb