logo




17 июля- День памяти преподобного Андрея Рублева, иконописца

17 июля- День памяти преподобного Андрея Рублева, иконописца

Святой Андрей Рублев жил во времена великих князей Димитрия Иоанновича Донского и сына его Василия Димитриевича. Он был родом, вероятно, из Москвы либо окрестных мест. Однако род Рублевых был известен также в Пскове. Еще отроком у преподобного Сергия он облекся в ангельский образ и был наречен в иночестве Андреем, мирское же имя его осталось неизвестным. Святому Андрею от рождения был дан дивный дар священного образописания. С детства он был научен иконному художеству лучшими Цареградскими мастерами из тех живописцев, что во многом трудились на Руси. Возможно, что в юности святой Андрей был послан в Болгарию, в город Тырново. По молитвам духовного отца своего, божественного Сергия, преподобный Андрей преуспел во святом деле иконописания более своих учителей и прочих живописцев русских. Около 1390 г. святой Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, утвердил монастырь во имя Нерукотворенного образа Спаса нашего, Господа Иисуса Христа, близ Москвы на реке Яузе. Прежде этого святой митрополит Алексий благословил по согласию с преподобным Сергием это место и одного из его учеников, святого Андроника, на воздвижение монастыря. Ученика своего Андрея авва Сергий послал в эту обитель на послушание. Святой Андрей пребывал во обители Спасове при игуменах Андронике, Савве и Александре. Он обрел там друга и сопостника, Даниила Черного, также преизрядного и славного живописца, возрастом старше себя. В то время в монастыре воздвигли каменный храм и преподобный Андрей с Даниилом и с учениками расписали церковь. Каждый день блаженные старцы, Андрей и Даниил, припадали к чудотворному образу Нерукотворенного Спаса древнего греческого письма и со многими слезами просили у Господа благодатного наставления к писания святых икон. Свой труд преподобные отцы совершали во взаимной любви, в постах и молитвах и иных подвигах, соревнуясь в добродете-ли и исполняя заветы аввы Сергия. По его заповеди они со тщанием скрывали свои духовные труды. Преподобные писали святые образы во все дни, в праздники же не писали, но непрестанно созерцали святые иконы Гос-пода нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери Приснодевы Марии и святых. Жили они по правилам святых афонских отцов. Особенную любовь имел преподобный Андрей ко Пречистой Божией Матери и Приснодеве Марии, подающей немедленную помощь всем просящим, и многие ночи проводил пред святым Ее образом в плаче и покаянии и со многим тщанием писал образы Божией Матери. Святый митрополит Киприан узнал о даре иконописания преподобного Андрея; часто призывал его и беседовал с ним о духовном делании и о священном искусстве образописания. Преподобный Андрей был весьма прилежен чтению. Он знал все книги Священного Писания, жития святых, писания святых - Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, Дионисия Ареопагита - и другие произведения, написанные на славянском языке. Смиренный Андрей мог не только писать святые образы, но и поучать духовному деланию. По поручению великого князя и митрополита в 1405 г. святой Андрей вместе с лучшими иконописцами того времени Феофаном Греком и старцем Прохором с Городка расписал в Москве соборную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. После смерти митрополита Киприана, по повелению великого князя в 1408 г. иноки Даниил и Андрей были посланы поновить стольный Успенский собор города Владимира. По просьбе князя Юрия Звенигородского и по благословению святого Саввы игумена преподобный Андрей написал Деисус для соборной церкви святого Успения в Звенигороде и многие другие иконы. При игумене Никоне, ученике Сергиеве, татарский князь Едигей во время набега на Русскую землю разорил и сжег монастырь Святой Троицы. Перед этим святой Сергий явился игумену Никону преподобному в тонком сне упредил его о нашествии поганых и повелел братии скрыться в безопасное место. По возвращении братии в обитель на месте сожженной деревянной церкви во имя Святой Троицы был воздвигнут каменный храм. Для «иконного строения» игумен Никон призвал преподобного Андрея. Ему было по-ручено расписать храм и иконостас, а также написать икону Пресвятой Троицы. Преподобный Андрей воззвал к великому авве Сергию, дабы молитвами и предстоянием своим пред Господом помог ему через образ Троицы пред человеками прославить и перед ангелами вознести, да воззре-нием на сей образ побеждается ненавистная рознь мира сего. Святой Андрей явил совершенную любовь к духовному отцу своему Сергию и чрез нее возшел к небесной высоте богомыслия, ибо познание Всесвятыя Троицы во Единице есть высота и глубина и предел истинного богословия. После этого святой Андрей вернулся в Спасский монастырь. Спустя некоторое время он заболел и был призван в небесные обители. В сонном видении, Светом Небесным Нетварным осиянный, со светлым и радостным ликом он явился другу своему Даниилу и звал его последовать за ним. Преподобный Даниил также вскоре преставился, ибо великая была между ними любовь, так что и смерть не могла разлучить их надолго. Образы, писанные преподобным Андреем, были прославлены многими чудесами и доныне просвещают мир светом дарованной им благодати. Его творчество стало частью Церковного Предания. Уже Стоглавый собор 1551 г. указал на его творчество как на образец, к которому должны стремиться все православные иконописцы. Канонизирован Собором Русской Православной Церкви 6-9 июня 1988 г.
Короткая ссылка на новость: http://ruskazaki.ru/~vOZ3b