logo




В Черноморском казачьем войске возрождают традиции


Завораживающий танец стали. В Черноморском казачьем войске возрождают традиции

Фланкировка шашкой появилась и получила широкое распространение в конце прошлого века. В её основу легли традиционные элементы «круток» клинкового оружия, а также техника, применяемая в бою: приёмы парирования ударов и проведение стремительной атаки. Этот вид боевого искусства практикуется и в Приднестровье – потомками и продолжателями славных традиций Войска Верных казаков-черноморцев.   

Казаком нужно стать!

Войсковой старшина (в Вооружённых силах сопоставимо со званием подполковника) Анатолий Гавриленко с выбором своего будущего жизненного пути определился ещё в раннем детстве.

«Мой отец принимал участие в боевых действиях по защите ПМР  в 1992 году. И после войны в нашем доме гостями были его братья по оружию казаки-черноморцы. Слушая их рассказы, я хотел стать таким же, как они, – смелым и отважным воином», - рассказывает Анатолий Гавриленко.

После школы Анатолий планировал поступление в Новочеркасский казачий кадетский корпус, где преимущественно обучаются ратному делу донские казаки. Однако по стечению обстоятельств поступление в кадетский корпус не состоялось, но от планов стать казаком Гавриленко не отказался.

 «Во время службы в армии я был призван в казачий взвод в одну из воинских частей Минобороны ПМР, а во время традиционных военно-спортивных сборов, где я себя зарекомендовал, мне предложили проходить дальнейшую службу по контракту в Черноморском казачьем войске. Начиная с рядового казака, я дослужился до войскового старшины», - отметил собеседник «Новостей Приднестровья». 


Казак современной формации    
                                                
Второе рождение Черноморского казачьего войска пришлось на самое сложное и трагичное для молодой приднестровской республики время. 17 декабря 1991 года состоялся первый Учредительный сход Черноморского казачьего войска. В числе первых инициатив возрождённого казачества было решение о создании воинских формирований, уже с 3 марта 1992 года вышедших на боевые позиции.

После окончания боевых действий на основе ЧКВ, одной из воинских частей и формирований ТСО (Территориального спасательного отряда) был создан пограничный отряд, который сразу же приступил к охране государственной границы. В 1993 году был сформирован отдельный казачий пограничный полк.

«Таких формирований нет ни у одного казачьего войска на постсоветском пространстве. Так сложилось исторически: казаки несли службу на самых тяжёлых участках и охраняли границу. Мы продолжаем эти славные традиции», - подчеркнул казак-черноморец.

В настоящее время Анатолий Гавриленко возглавляет духовно-нравственный отдел  Черноморского казачьего войска. Говорит: одна из главных задач казаков – передать традиции и обычаи предков молодому поколению, привить сегодняшним казачатам и школьникам чувство патриотизма и духовные ценности.   

«Важное направление – работа с молодёжью. Мы должны воспитывать достойную смену - будущих защитников Отечества», - добавил он.

Представители ЧКВ проводят открытые уроки в школах и вузах, фестивали казачьей культуры, военно-спортивные мероприятия. Ежегодно организовывают сборы казачат.

«В ходе сборов мы уделяем внимание как культуре казаков, так и спортивным дисциплинам. Ребята демонстрируют свои умения, чему они научились на станицах в течение года. Отрадно, что на сборы приезжают не только будущие защитники, но и юные казачки, которые во многом не уступают парням», - делится Анатолий Гавриленко.

Современная казачья молодёжь, как и сотни лет назад, осваивает навыки владения традиционным для черноморцев оружием – шашкой.

Шашка для казака – это жизнь

Шашка с давних времён –  одно из главных оружий казака, имеющее символическое значение. Недаром данному атрибуту отваги и воинской доблести уделяется большое внимание в казачьей культуре. Это нашло отражение в художественном народном творчестве, пословицах и поговорках, а правила обращения с холодным оружием прописаны даже в уставе казаков.    

Исторически сложилось, что казак, поступая на службу, обмундирование  и снаряжение приобретал самостоятельно. Поэтому о подготовке будущего воина родители начинали думать с момента его рождения.

Представители ЧКВ проводят открытые уроки в школах и вузах, фестивали казачьей культуры, военно-спортивные мероприятия. Ежегодно организовывают сборы казачат.

«В ходе сборов мы уделяем внимание как культуре казаков, так и спортивным дисциплинам. Ребята демонстрируют свои умения, чему они научились на станицах в течение года. Отрадно, что на сборы приезжают не только будущие защитники, но и юные казачки, которые во многом не уступают парням», - делится Анатолий Гавриленко.

Современная казачья молодёжь, как и сотни лет назад, осваивает навыки владения традиционным для черноморцев оружием – шашкой.

Шашка для казака – это жизнь

Шашка с давних времён –  одно из главных оружий казака, имеющее символическое значение. Недаром данному атрибуту отваги и воинской доблести уделяется большое внимание в казачьей культуре. Это нашло отражение в художественном народном творчестве, пословицах и поговорках, а правила обращения с холодным оружием прописаны даже в уставе казаков.    

Исторически сложилось, что казак, поступая на службу, обмундирование  и снаряжение приобретал самостоятельно. Поэтому о подготовке будущего воина родители начинали думать с момента его рождения.

«Когда казачонку исполнялся год,  его первый раз стригли и сажали на коня, тем самым гадали, как он будет себя вести. Схватится за гриву – будет жив. Заплачет, повалится с коня – быть убитому. После отец снимал сына с коня, а крёстный надевал на них портупею с шашкой, чтобы было видно, что казак при шашке. Мать  снимала шашку и отдавала крёстному со словами: «Сохраняй её до срока, а нам ещё расти надо». Воспитывая казачонка, его обучали военному делу и навыкам владения шашкой, оттачивая технику, нанося удары деревянной шашкой либо лозой по струе воды, чтобы не было брызг», - сказал Гавриленко.   

Клинку, который показал нам Анатолий, в следующем году будет сто лет со дня изготовления.

«Когда мы нашли эту шашку, она была ржавая и со сгнившей рукоятью.  После реставрационных работ просматривалась дата 1920 г. и клеймо Златоустовского завода. У этой шашки вековая история, и можно только догадываться, где и кем это оружие применялось. Шашка для казака – это больше чем подруга и жена. Это его жизнь. Нет определённых шаблонов по изготовлению клинков, мастера не рассказывают своих секретов заточки и ковки. Затачиваю шашку я самостоятельно. Существует несколько углов заточки на протяжении всего клинка, без специальных приспособлений выдержать их трудно», - подчеркнул казак.

Несколько лет назад Анатолий Гавриленко освоил ставшее популярным недавно, но впитавшее в себя древние казачьи традиции, искусство фланкировки.

«Лет пять назад мы с товарищем решили освоить навыки фланкировки. У нас этим искусством никто не занимался, поэтому все приёмы пришлось осваивать самостоятельно, черпая информацию из интернета. Много нового удалось почерпнуть в ходе поездки к казакам на Дон, где фланкировка, как и джигитовка, очень развита», -  сказал  Анатолий Гавриленко.

Сегодня свои знания и умения Анатолий передаёт молодым казачатам. Под заводные казацкие мотивы наслаждаемся «танцем с саблями» и мы.

Наш собеседник отмечает, что приобщение к искусству фланкировки позволяет лучше понять историю и традиции казачества.

«Казак - это воин по своей сущности, защитник православной веры, отчизны и своего народа. Недаром девиз ЧКВ «За Веру и Верность!». Казака можно убить, но его внутренний мир, его убеждения убить невозможно», - заключил Анатолий Гавриленко.




Короткая ссылка на новость: http://ruskazaki.ru/~7nU3x