logo




Хранят старинную казачью песню

Хранят старинную казачью песню

История культуры. Это не только творческая жизнь творческих личностей края во всех областях искусства: в театре, в музыке, в песне, в танце. Это и те незабываемые моменты, когда в край приезжают известные творческие коллективы и выступают в переполненных концертных залах, знакомя зрителей со своим оригинальным творчеством.

Не один раз приезжал на Ставрополье Государственный Кубанский казачий хор. И каждый раз не могли усидеть дома ставропольцы и до отказа заполняли залы филармоний и дворцов культуры. Очевидно, это не только от громких и высоких званий на афише, которые носит этот прославленный творческий коллектив. Зрителей волнует новая встреча с самобытным песенным искусством нашего соседа - казачьей Кубанью. Волнует потому, что и Ставрополье - это тоже казачий край, потому, что очень многое сближает два этих песенных края Северного Кавказа.

Особенно памятно мне выступление хора в конце 80-х годов прошлого века, когда я работал редактором музыкальных передач краевого радио. Перед началом концерта я встретился с главным хормейстером хора Вячеславом Михайловичем Яковлевым, директором Александром Наумовичем Рашевским, с ведущими солистами Валентиной Оскаленко, Михаилом Мищенко, Анатолием Лезвинским.

- Основа репертуара хора – старинная казачья песня, - начал разговор Александр Наумович Рашевский. - Это естественно, потому что история возникновения самого хора уходит всеми корнями в глубокую старину, когда на Кубани был создан Кубанский войсковой хор, который исполнял песни казачьих станиц, русские и украинские народные песни. Репертуар отражает то удивительное жанровое стилистическое многообразие, которым отмечена народная песенная культура Кубани. Многочисленные образцы песенного фольклора кубанского казачества являются вариантами среднерусских и украинских песен. В этом сказалась естественная для всех окраинных районов России закономерность. Но варианты эти отмечены неповторимым художественным своеобразием и самостоятельностью. В программе хора специально оговаривается место записи каждой песни. Песни станиц Дядьковской, Некрасовской, Кавказской, Казанской, Темиргоевской, Кирпийской образуют щедрое многоцветье того букета, который мы называем кубанской народной песней.

- Надо сказать, что именно исторической песне мы уделяем большое внимание в программе, так как она наиболее занятная, наиболее старая из песен, - подключился к разговору Вячеслав Михайлович Яковлев. – Самое главное - нужно перенести ее в сегодняшний день именно в той первозданной манере, в которой пелась песня в те времена. Иначе, если мы их не будем записывать, не будем пропагандировать, эти песни забудутся.

Вячеслав Михайлович видит основную задачу творческого коллектива в пропаганде исторических песен, таких, к примеру, как песня черноморских казаков «Ой во поле три дорожки». Когда-то запорожские казаки заселили Черноморское побережье Кубани и образовали черноморское казачество. И потому в песне заметно влияние украинского фольклора.

Совсем иными были песни линейных казаков на Кубани и Ставрополье. Пришедшие сюда из областей и районов Средней полосы России, они несли с собой и иной песенный уклад, иные мелодии, иной песенный строй. Одна из таких песен «Вспомним, братцы».

Старинные песни. С каждым годом, с каждым десятилетием они приобретают все большую ценность, становятся народным достоянием, раритетом. Потому такое серьезнейшее внимание отдается народной песне, в особенности старинной на всевозможных смотрах, конкурсах, фестивалях. В 1975 году Кубанский казачий хор был участником Всероссийского конкурса профессиональных русских народных хоров. Вместе с ансамблем песни и пляски донских казаков, Северным русским народным хором Кубанский казачий хор стал лауреатом. Это был большой и заслуженный успех.

- А вы знаете, чем он был достигнут? – задает вопрос Яковлев и тут же на него отвечает: - Неожиданностью. Во-первых, существуют определенные традиции в развитии профессионального народного пения. И наш коллектив стал неожиданностью в том, что он пошел в сторону фольклора, в сторону народности, приближения к старинной народной песне, которая на Кубани существует. И потому художественный руководитель добивался простоты, своеобразия, непринужденности, непосредственности.

- Вот что писал журнал «Советская музыка» об успехах нашего хора на этом смотре, - продолжает мысль Рашевский, - «Победа Государственного Кубанского казачьего хора была неожиданной, но впечатляющей. Выступление кубанцев отличалось своеобразием и даже, можно сказать, творческой дерзостью. Их концерт оказался непохожим ни на один из показанных на смотре». Особенно запомнились показанные на смотре историческая песня «Зашумели ветры буйные», старинная песня, вошедшая в золотой фонд Кубанского казачьего хора, «О чем, служивый, зажурился?», фольклорные песни времен Русско-турецкой войны «Вечер тихий непогожий» и «За лесом, братцы, огонь жаркий», которая исполняется хором без музыкального сопровождения.

К моменту участия Кубанского казачьего хора во Всероссийском конкурсе профессиональных русских народных хоров коллектив уже возглавлял большой знаток фольклора композитор Виктор Гаврилович Захарченко, заслуженный деятель искусств республики. Им была проделана большая работа по исследованию кубанского песенного фольклора, записано большое количество народных песен, лучшие из которых и составили новую концертную программу хора. Большое место в этой программе занимали старинные свадебные песни, которые позволили творческому коллективу приобрести неповторимое исполнительское лицо.

- Надо сказать, что свадебные песни – это целый раздел в фольклоре, очень интересный и обширный раздел, - рассказывает Яковлев - Одна из свадебных песен – причитания невесты-сироты: «Ой ходила Катюшка по горе крутой». Очень интересная и в то же время очень сложная для исполнения песня. Исполнялась эта песня-плач в то время, когда невеста приходила на могилу своих родителей и просила благословения. Она в это время плачет, а хор ей подпевает.

Нет сомнения в том, что язык народной песни интернационален. Даже пересекая границы государств, переплывая океан, она становится понятной слушателю без перевода. В этом убедились в многочисленных зарубежных поездках артисты Кубанского казачьего хора. Нельзя не вспомнить выступления в Чехословакии и Болгарии, где творческий коллектив стал дипломантом фольклорного фестиваля, поездку в Германскую Демократическую Республику и социалистический Вьетнам, правительство которого удостоило весь коллектив хора высшей награды – ордена Дружбы. Во время гастролей во Франции хор участвовал в Международном фольклорном фестивале в Монгуоне, где стал дипломантом, в фестивале в Сенте, выступал в Париже, Марселе, Каннах, Ницце. Очень запомнилась поездка на остров Корсика. Примечательно, что Кубанский казачий хор стал первым творческим коллективом Советского Союза, который побывал на Корсике. Было много впечатлений. Французы очень тепло и радушно принимали гостей с Северного Кавказа. Действительно, нужен ли был перевод такой популярной казачьей строевой песни, как «Распрягайте, хлопцы, коней»? Здесь и залихватская мужская удаль, и высокая женская гордость, и горячая любовь казака, и нежная ранимость девушки.

Знакомлюсь с ведущими солистами Кубанского казачьего хора. Валентина Оскаленко солирует в песнях «Ой ходила Катюша по горе крутой» и «Распрягайте, хлопцы, коней». Пришла она в коллектив буквально через полгода после его основания и сразу в качестве солистки. За время работы исполняла много народных песен, а также авторские песни руководителя хора Виктора Захарченко, кубанских композиторов Григория Плотниченко, Григория Пономаренко, Александра Будника.

Михаил Мищенко пришел в хор после окончания Краснодарского музыкального училища имени Римского-Корсакова. Вырос он на Кубани, в Кашхабильском районе Краснодарского края, в станице Натыртово. Оттого и любит он старинные казачьи песни. В реперуаре певца песни «Прощай, Кавказ, ты наш прекрасный», старинная песня «За лесом, братцы, огонь жаркий». Очень интересная песня из золотого фонда хора «О чем, служивый, зажурился?». Там идет запев баритона, ему отвечает тенор, затем вступает хор, потом снова баритон, затем снова тенор. Эта песня времен Альпийских походов Александра Суворова. Там тоже казаки были.

Солист хора заслуженный артист республики Анатолий Лезвинский. Ему очень близки песни патриотические, героического плана. Он по праву считает, что почетное звание ко многому обязывает. Главное – нужно строже относиться к себе. Окончил он Черновицкое музыкальное училище. Когда призвали в армию, служил в 310-м отдельном батальоне морской пехоты. В солдатском строю был всегда запевалой. Потом его пригласили в ансамбль Черноморского флота. А потом – Кубанский казачий хор. Кредо Лезвинского - у каждого певца должен быть свой стиль, своя манера исполнения. 


Короткая ссылка на новость: http://ruskazaki.ru/~ylpSa