logo




Казачья свадьба: «дать гарбуза», «пропитая невеста», отрезание кос и «куры»

Казачья свадьба: «дать гарбуза», «пропитая невеста», отрезание кос и «куры»

Свадьба в казачьем обществе была очень значимым событием, и готовиться к ней начинали практически с рождения ребенка. Женились молодые люди (как правило — из одного социального круга) в 17-19 лет. Торжества обычно справляли после окончания полевых работы или после пасхальных праздников.

До середины 19 века невесту искали для сына родители казака, потом юношам стало позволено выбирать суженую самостоятельно. По традиции, о намерении жениться парень сообщал понравившейся девушке, бросая в ее двор через плетень шапку. Возврат головного убора означал категорический отказ. Если же казак был девице люб, шапка оставалась у нее.

Не дождавшись возвращения головного убора, счастливый молодой человек шел к родителям, рассказывал им о своих намерениях и просил засватать его.

Сватовство

Родители вместе с крестным и свахой отправлялись к родителям невесты. Пока сваха нахваливала жениха, девушка скромно стояла в стороне или вообще уходила в другую комнату.

Если родителям невесты нравился молодой человек, всех приглашали за праздничный стол, за которым и договаривались, когда устаивать своды.

Если жених не подошел, сватов за стол не звали, а казаку выносили тыкву (гарбуз), что означало отказ.


Фото fotokto.ru

Своды

Угощение для сводного обряда должна была приготовить сама девушка. Приглашали будущего супруга, его друзей, братьев и сестер, а также подруг невесты.

Все девушки прятались в отдельной комнате. Когда приезжал жених, ему нужно было отыскать среди них свою суженую. Дружка подносил молодым рюмку и спрашивал, знают ли они имя и отчество своего избранника.

После этого родители интересовались у пары, готовы ли они жениться. Молодые люди отвечали согласием. Далее отцы молодых в подтверждение уговора били по рукам и договаривались о дате свадьбы.

После сводов девушку называли «пропитой невестою».

Вечеринки

До свадьбы в доме девушки устраивались вечеринки до утра, на которых гостям было запрещено спать. Уснувшего шутливо наказывали. Например, на верхнюю одежду на спине пришивали тряпку.

Праздник подушки

За несколько дней до свадьбы казаками отмечался «праздник подушки». В этот день переносили приданое невесты в дом жениха, в том числе одеяла и подушки. Родственники молодого человека принимали приданое и угощали гостей.


Фото vaskovich.ru

Свадьба и венчание

В этот день будущая супруга вставала рано, обходила свой двор, прощалась со всем, что ей было дорого. Потом она шла в сад и причитала. Вместе с подругами девушка ходила на погост, чтобы получить разрешение на брак уже почивших родственников.

Подругам невесты нужно было отнести невестин подарок казаку — свадебную рубашку. Они торопились застать его в кровати и долго мучили, надевая дар, застегнутый на все пуговицы. Парень откупался от девушек конфетами, цветами или даже духами.

Казак отдавал им платье и туфли для невесты, и девицы бежали обратно.

У казачки обязательным элементом свадебной прически были кудри на челке. Для этого большой гвоздь раскаляли докрасна, смазывали его куском сала и накручивали волосы. Локоны укладывали вокруг лба и закрепляли венком, который символизировал чистоту невесты. Такой венок бережно хранился потом всю жизнь. Остальные волосы заплетали в косу.

Платье у невесты было белое, голубое или розовое, на плече красовался белый цветок — такой же должен был быть и на костюме жениха. Чтобы избежать сглаза, к подолу платья с четырех сторон прикалывали иголки, порой клали за пазуху ладан от злых духов. Жених был одет в военную казачью форму с портупеей, сапоги и шапку-кубанку.

Молодой казак получал благословение родителей и шумной компанией на лошадях, с песнями и стрельбой из ружей отправлялся за избранницей.

Девушка сидела под образами на вывернутой шубе, что означало будущее богатство, и ждала, пока жених выкупит ее у родственников. Потом молодые шли венчаться в церковь.

После церкви свежеиспеченные супруги шли в дом родителей девушки, где их уже ждал праздничный стол. Обязательным атрибутом был каравай, две бутылки с вином и стакан меда. Молодоженов одаривали, затем они выходили во двор, получали от матери невесты икону и благословение, и девушка навсегда покидала отчий дом.


Фото ethnoboho.ru

Свадьба же перемещалась в дом жениха. Там на пороге родители встречали молодых, держа икону и хлеб-соль. Супругов осыпали хмелем и монетами. Муж переносил жену на руках через порог, чтобы показать домовому: в семье появился новый человек, которого нужно оберегать.

Затем сваха заводила девушку в отдельную комнату с занавешенным углом, снимала с нее венок и расплетала волосы. Брат девушки отрезал часть волос тупым ножом и торговался за них с дружкой. Потом девушке делали уже две косы и повивали вокруг головы.

После «повивания невесты» супруги принимали поздравления и «шишки».

Тесть вручал зятю плетку и тот делал вид, что якобы бьет жену. После этого молодая супруга трижды до земли кланялась мужу, показывая покорность.

За соблюдением традиций следил дружка — остроумный, шустрый и веселый парень из окружения жениха. Его можно было узнать в толпе гостей по длинной разукрашенной палке-посоху.

Важная роль на свадьбах была и у свахи. Ею назначалась замужняя женщина с детьми, красноречивая, с хорошим чувством юмора. На голове свахи красовался огромный бумажный цветок. Оба были подпоясаны полотенцами.

Гости веселились на свадьбе до утра, а молодые в сопровождении дружка и свахи отправлялись поздним вечером на супружеское ложе. 

Второй день

Утром второго дня сваха умывала у колодца невесту. Девушка бросала в колодец монетку, набирала воду и шла к свекру и свекрови, умывала их и вытирала своим полотенцем. Пока она была занята, в спальне молодоженов проверялась «честность» молодой жены.

Потом новоиспеченная жена звала гостей за стол. Мужу предлагалось разделать руками отварную курицу. По тому, как супруг разделывает птицу, смотрели, как он сможет «справиться» с женой.

Свадебное пиршество перемещалось в бывший отчий дом девушки. Гости шли туда веселой гурьбой. Женщины одевались в мужские вещи, мужчины — в платья. Порядок уступал место нарочитому беззаконию. Именно на второй день родителей молодых катали по станице в тачках и могли (якобы случайно) уронить. И хорошо, если не в грязь и не в лужу.

Куры

Но и после «маскарадного» второго дня празднование свадьбы в станице не прекращалось. Был еще третий день — так называемые «куры». В этот день самые загулявшиеся гости воровали на подворьях птицу и варили из нее похлебку. Прихватывали и домашнюю утварь. Вернуть вещь обратно можно было, спев песню или выполнив шуточное здание. После «кур» станица возвращалась к обычной жизни.


Короткая ссылка на новость: http://ruskazaki.ru/~x6HBX