logo


  • Архив

    «   Декабрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31          

Взгляд из чужого окопа

По наблюдению поляка Теофила Лапинского, воевавшего на стороне черкесов, русская Кавказская
армия была не очень хороша,так как формировалась по остаточному принципу.

На Кавказ отряжали самых негодных солдат, а многих офицеров ссылали туда в виде наказания.


Донские казаки в этой войне были не на своем месте из-за чрезмерно длинных пик и степных коней, не привыкших к лесным и горным тропам.

Зато линейные казаки были грозой горцев. «Не уступая им в дикости, жестокости, варварстве и смелости, они пре- восходили их военной организацией, имели лучшее оружие и лошадей». Выделял Лапинский также черноморских казаков (переселенных на Кавказ запорожцев) — менее жадных до добычи и не таких свирепых, как линейные казаки, но не уступавших последним в храбрости.
   
Линейные казаки не раз перебегали на сторону горцев. Часто от обид. Власть обходилась с ними сурово — казаков секли за провинности и даже рвали носы. Они терпели оскорбления от армейских чинов. А их выборных атаманов заменили назначаемые станичные начальники. Но бывало, казаки уходили в горы и просто ради лихой легкой жизни. Порой создавали совместные с горцами шайки, грабившие богачей по обе стороны границы.

Читать полностью

Битва с «медной стеной»

                               
Крупнейшее в мировой истории сражение (до начала Первой мировой войны) состоялось под Лейпцигом 16–19 октября 1813 года. Его еще называют «Битвой казаков». Это сражение стало последним, в котором отличился атаман Донского войска Матвей Иванович Платов. А «Битва народов», потому что против Наполеона на поле боя объединились Россия, Австрия, Англия, Пруссия, Швеция.


Сначала у Бонапарта было преимущество. Во время одной из контратак французы оказались вблизи холма
Вахберг, где находились трое союзных императоров. Момент был катастрофический, но Александр I не растерялся и отправил в бой три эскадрона лейб- гвардии Казачьего полка. Командовавший ими полковник Иван Ефремов перекрестился и крикнул: «Братцы, умремте, а дальше не отступим!»

Легкая казачья конница бесстрашно ринулась навстречу французским латникам, одетым в железо с ног до головы.

Силы были очевидно не равны, но своим яростным напором казаки смутили французов, те «заволновались, как вода в ко- рыте». Очевидец событий, казак Першиков вспоминал: «Н...
Читать полностью

Не воровать, матом не ругаться

Степан Разин установил в своем войске суровую дисциплину. Голландец Ян Стрейс, очевидец разинского бунта,
вспоминал, что атаман жестоко карал своих казаков за воровство и блуд. За то, что один из его казаков имел дело
с чужой женой, Разин велел мужчину бросить в реку, а женщину повесить на столбе за ноги — она умерла лишь через сутки.


Другой голандец Людвиг Фабрициус подтверждает, что «как бы неслыханно этот разбойник ни тиранствовал, среди своих казаков он хотел установить полный порядок. Проклятия, грубые ругательства и бранные слава — все это, а также блуд и кражи Стенька старался полностью искоренить».


А вот насчет гулянок и выпивки мнения очевидцев расходятся. Одни современники писали, что «казаки очень трезвы
во время походов, и если случится между ними пьяный, начальник велит
выбросить его за борт». Но тот же Людвиг Фабрициус вспоминает, что атаман по возвращении из Каспий- ского похода в Астрахани «пил безобразно», а при взятии Черного Яра повстанцы «объявили царские погреба своей собственностью и вы- лакали все начисто».

От своих казаков Стенька Разин требовал полного подчинения. Фабри...
Читать полностью

Как казаки себе жен искали

    Долгое время казакам было запрещено заводить семьи. Женщин для плотских утех они добывали в походах,
забирая их в полон (плен). Отсюда пошло название — полонянки. Полонянку можно было подарить, продать, поменять на оружие.


В XV–XVI веках казаки не заводи- ли семей: у них не было ни жен, ни детей. В Запорожской Сечи это прямо запрещалось.


У Донских казаков прямого табу на создание семьи не было, но тех, кто ради женского пола откалывался от вольного товарищества, считали чуть ли не предателями.

Даже в песнях своих казаки пели о том, что настоящего воина могут вос- питать и взлелеять «не семья, не мать, а кормилец Дон Иванович да чужая дальняя сторона».


Сам образ жизни казаков долго не способствовал развитию семейственности. Как правило, мужчины жили общиной — по 10–20 человек в одном курене, с общим хозяйством — «в одной суме и в одной каше».

При таких обстоятельствах не то что жену, даже постоянную девку для утех завести было невозможно.

                            ...
Читать полностью

Система самоуправления казачества и государственная власть

С 1723 г. вместо выборных войсковых атаманов вводится институт назначаемых императором наказных войсковых атаманов. С XVIII в. для защиты постоянно расширявшихся границ государства правительство образует новые казачьи войска: Оренбургское нерегулярное (1748); Астраханское (1750), или, первоначально, Астраханский казачий полк, преобразованный в 1776 г. в Астраханское казачье войско, в 1799 г. — снова в полк, а в 1817 г. — вновь в войско; Черноморское (1787); Сибирское (1808); Кавказское линейное (1832); Забайкальское (1851); Амурское (1858); Кавказское и Черноморское, позже реорганизованные в Терское и Кубанское (1860); Семиреченское (1867); Уссурийское (1899). В начале XX века существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Оренбургское, Терское, Забайкальское, Сибирское, Уральское (Яицкое), Амурское, Семиреченское, Астраханское, Уссурийское, а также Иркутский и Красноярский казачьи дивизионы (летом 1917 г. из них образовано Енисейское казачье войско), Якутский городовой казачий пеший полк МВД и местная Камчатская городская казачья конная команда.

На этапе существования казачества как своеобразной социально-этнической общности, сложившейся из вольных казаков, в казачьих общинах, а позже и в казачьих войсковых образованиях (войсках) на основе обычного права были выработаны и строго соблюдались ...
Читать полностью

Самостоятельное развитие казачества

Казаки объединялись в особые государственно-политические, социально-экономические и этнокультурные образования — казачьи общины, позже трансформировавшиеся в крупные структуры — войска, получавшие наименования по территориальному признаку. Высшим органом самоуправления являлось общее собрание мужского населения (круг, рада). На нем решались все важные дела войска, избирались войсковой атаман (а в период военных действий — походный), войсковое правление. В области гражданской и военной организации, внутреннего управления, суда, внешних сношений казаки были совершенно самостоятельны.

В 1-й половине XVI века образовалась Запорожская Сечь, во 2-й половине этого же века — общины вольных терских и яицких, а в конце века — сибирских казаков. На ранних этапах существования казаков основными видами их хозяйственной деятельности являлись промыслы (охота, рыболовство, бортничество), позже скотоводство, а со 2-й пол. XVII века — земледелие. Большую роль играла военная добыча, позже — государственное жалованье. Путем военно-хозяйственной колонизации казаки быстро освоили громадные пространства Дикого поля, затем окраин России и Украины. В XVI—XVII вв. казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем, В.Д. Поярковым, В.В. Атласовым, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и другими землепроходцами участвовали в успешном освоении Сибири и Дальнего Востока. Читать полностью

Происхождение казачества

Происхождение казачества и время его появления на исторической арене вплоть до настоящего времени полностью не выяснено. Споры среди исследователей идут даже по этимологии (происхождению) самого слова-термина «казак».
Существует множество научных теорий происхождения казачества (только основных — 18). Все теории происхождения казачества подразделяются на две большие группы: теории беглого и миграционного, то есть пришлого, и автохтонного, то есть местного, коренного возникновения казачества. Каждая из данных теорий имеет свою доказательную базу, различную убедительную или не в полной мере убедительную научную аргументацию, достоинства и недостатки.

Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов (черкас, ясов), конгломерата касагов, черкес (ясов), «черных клобуков» (печенегов, торков, берендеев), бродников (ясы и группы славяно-русского и кочевых народов) и другое.
По миграционным теориям, предки казаков — вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин (положения теории колонизации), либо под влиянием социальных антагонизмов (положения теории классовой борьбы). Первые достоверные сведения о живших в Черв...
Читать полностью

Казачья медицина на службе у Голливуда

f820e4d823972f7962952b3833d6f6b6.PNG

Среди известных актеров и звезд Голливуда с мировым именем можно найти немало выходцев из бывшего СССР или по крайней мере тех, чьи родственники были эмигрантами из России, Беларуси или Украины.



Так, неоднократно о своих русских корнях говорил известный голливудский актер, Леонардно Ди Каприо. Русские корни у него — это его бабушка. Русская Елена Смирнова, которая после переезда в Германию из России вышла замуж и приняла фамилию мужа Инденбиркен. Сам же Ди Каприо, в разговоре с Владимиром Путиным, добавил, что его дед также был русским.
В нашумевшем фильме “Выживший” режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту Ди Каприо играет охотника Хью Гласса. Серьезно раненный и брошенный товарищами умирать он, бросив вызов первобытной природе и суровой зиме, добирается до своего поселения.


3ebbbb2fe481a20d2e986eb07b241f0b.jpg


Читать полностью

Рождение казака

Казаки ценили семейную жизнь, к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников холостые казаки в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца.


7874447d02e7c3224b59c0c4247f0eae.jpg


Казак рождался воином, и я появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на первый зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечении сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были “но” и “пу”- понукать лошадь и стрелять.

Читать полностью

“Лекарственные” животные у казаков

Самым «лечебным» животным по праву можно назвать корову. Говяжьей желчью лечили ожоги, ею же исцеляли специфическую глазную болезнь. А сколько способов лече­ния коровьим молоком или продуктами, получаемыми на его основе! Так, коросту выводили смесью пороха и коровьего молока, простокваша использовалась при лечении сибирки, а против чирья готовили своеобразный пластырь: на заячью шкурку накладывали сметану и затем привязывали к больному месту.

1a1106eb59a1afacff6f7d8e153c7e3b.jpg

Распространенным способом кровопускания, более щадящим по сравнению с уже опи­санным нами, было использование пиявок. В первой половине XIX века ловля пиявок явля­лась одной из статей дохода войсковой казны Черноморского казачьего войска, вместе с до­бычей нефти она давала ежегодно около 1000 рублей. Пиявки служили и предметом торгов­ли с горцами, казаки тоже охотно покупали их, а затем использовали для лечения.



Заметная роль в народной медицине принадлежит и насекомым. С одной стороны, их рассматривали как источник неблагоприятного воздействия на здоровье человека, с другой — сами насекомые использовались для приготовления разнообразных «зелий».

Очень любопытны бытовавшие в кубанских станицах ритуалы изгнания насекомых: блох, клопов, мух, тараканов. ...
Читать полностью

Лечебные заговоры в казачьей народной медицине

Среди казаков болезни воспринимались как некое человекоподобное существо, это представление нашло отражение в обра­щении к ней: тетка, сестра, старуха или в третьем лице — она.
Болезнь представляли и в виде животного: черная собака, бегающая по земле — холе­ра, жаба — ангина, лошадиная голова - «коровий мор».

b8303779e768352ead824850a0f687d8.jpg

В лечебных заговорах к ней обращались, как к живому существу, обращались с просьбой уйти: «Иди соби на очерета, на густые лозы, на болото, где солнце не светит, человечий го­лос не слышен!» Или старались запугать, выражая угрозу: «Грыжа, грыжа, у тебя шесть зу­бов, а у меня семь — я тебя закусаю, я тебя съем!».
Лечение заговором, часто сочетающееся с другими способами,— наиболее употреб­ляемый метод в знахарстве. Практическая цель заговора состояла в том, чтобы оградить че­ловека от проникновения в его тело болезни либо изгнать ее из больного. С помощью заго­воров на Кубани лечили сглаз, порчу, переполох, свих, простуду, кровотечение, младенче­ское, зубную боль, опущение желудка, тоску, бышиху, килу, бельмо, змеиный укус и т.п.

664e5be715b074f7b333919ee2fda07f.jpg Читать полностью

Казачий курень

Традиционно «курень» это и жилище и оборонное сооружение. На облике казачьего строения, называемого куренем, сказалась речная культура Нижнего Дона и Предкавказья. Первые казаки селились в речных камышовых зарослях. Но разливы рек вынуждали поселенцев делать особые строения — свайного типа, отсюда и дальнейшее развитие устройства куреней. Черты свайной постройки легко угадываются в современном казачьем жилище. Казачий курень — 2-х этажный по устройству. Второй ярус жилища и сейчас вызывает воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли первые строения. Еще совсем недавно Черкасск в период разлива рек был неприступен, а сами казаки весной и осенью передвигались на лодках.

de535a4a200e44cbbd9224cda90b88d0.PNG


Современный курень – двухэтажный, 1-й этаж – кирпичный, 2-й – деревянный. Интересно то, что чем севернее, тем первый этаж ниже. А на Северском Донце первый этаж у куреня похож на подвал, но характерные элементы казачьей постройки все же видны и тут. Первый этаж у куреня, как правило, хозяйственный. У казаков считалось, что «жить нужно в дереве, а припасы сохранять в камне». С началом раскулачивания донских казаков, у куреней убирают верхний этаж, такой дом становился менее заметным и не бросался в глаза. Уже после войны стали строить дома в которы...
Читать полностью

"Информационные войны. Предупрежден значит вооружен!"

Здравствуй, мой юный друг!

Хочу рассказать тебе сегодня о том, как я съездил в Казачий детско-юношеский лагерь «КАЗАЧЬЯ ЗАСТАВА» в рамках своей работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

e02b574f04e43330029fb3875138657c.jpg

Основной целью лагеря является организация детского-юношеского отдыха на природе на основе самобытной казачьей культуры и различных направлений военно-патриотического воспитания с акцентом на курс «молодого бойца», включающим всё необходимое для допризывной подготовки будущего защитника Отечества.

Я был под большим впечатлением от уровня организации данных сборов для наших будущих защитников и даже сам немного поностальгировал по своим не очень легким курсантским будням в далеком 1999 году.


9ed8cc9efce39cc99127ab9c6281f3c6.jpg
С юными школьниками (13-17 лет) сержанты и офи...
Читать полностью
Фото:

Роль воды в излечении болезней


Использование воды в знахарских обрядах восходит к языческому мировоззрению. У казаков особенно почитались те места, откуда брали свое начало реки, ручьи, родники, где сливались две реки. Вода, взятая на месте впадения одной реки в другую, применялась, на­пример, для лечения тоски.


4e2af9c7abe87aa77fa61df49b488377.jpg

Как считается в народе, вода, которая предназначена для лечения, должна быть «непо­чатая», «непитая», набранная из трех родников либо из четырех колодцев, на утренней или вечерней заре, а на Встреченье (15 февраля — день, когда зима с летом встречается) — в полночь. За водой шли не оглядываясь, стараясь никого не встретить, ни с кем не разговари­вая, и набирали ее против течения, с приговором: «Здравствуй, колодец Иван, земля Татья­на, вода Ульяна! Я пришла за здоровьем».



874d50c8075e6774e95dc8cb9dcac87c.jpg
Читать полностью

Казаки на службе у молдавского господаря

Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились пригласить на службу и французские короли, и германские курфюсты, но особенно соседние православные народы. В 1574г. молдавский господарь Иван пригласил к гетману Смирговскому, преемнику Ружинского, просить помощь против турок. В таком деле единоверным братьям, конечно, отказу быть не могло. Смирговский выступил в Молдавию с небольшим отрядом в полторы тысячи казаков. Сам господарь с боярами выехал навстречу гетману. В знак радости молдаване палили из пушек. После знатного угощенья казачьим старшинам поднесли серебряные блюда, полные червонцев, причем было сказано: «После дальнего пути вам нужны деньги на баню». Но казаки не захотели принимать гостинцы: «Мы пришли к вам, волохи, не за деньгами, не для жалованья, а единственно затем, чтобы доказать вам нашу доблесть и сразиться с неверными, коли к тому будет случай» — ответили они озадаченным молдаванам.

0a0f8043e1934de98ddc754a576f8e4f.PNG

Со слезами на глазах Иван благодарил казаков за их намерение. Некоторые историки, не понимая духа казачества – идейных борцов за веру и свободу личности, упрекают их в корысти, жадности и склонности к наживе – это по незнанию. Однажды турецкий султан, доведенный до крайности страшными набегами казаков, зад...
Читать полностью

Приметы, связанные с болезнями в среде казачества

Причиной многих заболеваний казачьи знахарки часто называли колдовство и несоблюдение определенных правил и запретов. Так, на свадьбе молодые не должны были говорить никому спасибо, в знак благодарности им разрешалось лишь кланяться. На Троицу, когда девушки бросали на воду венки, гадая о суженом, строго запрещалось прикасаться к чужому венку, чтобы не навлечь болезнь.

0e7facb6047b994f32810e076456617c.jpg

Чтобы уберечь грудного ребенка от сглаза, его старались не показывать чужим людям, что фактически защищало неокрепший детский организм от случайной инфекции. А узнать, сглазили ли человека, можно было, бросив зажженную спичку или уголек в чашку с водой: если потонут — значит, сглазили.

Читать полностью

Казачья меткость


Основной тактикой была стрелковая. Казаки учились владеть оружием с детства и славились исключительной меткостью. Что и не удивительно, ведь пропитание добывали охотой. Причем в середине XVI в. огнестрельное вооружение применялось еще не слишком широко, но казаки всеми силами стремились обзавестись им — захватить, купить, выменять. И выделялись именно как мастера «огненного боя», оснащенность им была в среднем выше, чем в российской или европейских армиях.  



ff6833976033b69c751aaf624dc4c97b.PNGРо

Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев.

Читать полностью

Психология казака

Традиционная психология казака отказывается принимать современные реалии, а также те условия жизни, которые диктует индустриальная эпоха. По-прежнему казак видит себя в мечтах на коне и в труде земледельца. Это одна из кризиса современного казачества.

5ed9321139d3b71e43b8478b4d9f8d8d.PNG

Главное в мужской жизни – чувствовать себя значимым .  Значимым – или в физической силе и ловкости, или в интеллекте, или в проявлении воли к достижению поставленной цели. Самооценка – двигатель человечества. Люди опускаются на дно жизни не в силу неумолимой судьбы или каких-то неодолимых обстоятельств. Люди деградируют и гибнут в результате низкой самооценки. Оттого, что человек себя не ценит, ему не стыдно ходить в лохмотьях, лазить по помойкам, жить в грязных трущобах.

Понятие «честь» доминирует в образе жизни казака. Одно из главных и непременных свойств казака – чувство собственного достоинства. Казаки всегда были горделивы, даже заносчивы. В отличие от других российских этносов казаки всегда чувствовали себя более независимыми, более зажиточными, более храбрыми, более организованными.<...
Читать полностью
Cannot find 'blog' template with page ''