logo


  • Архив

    «   Декабрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31          

КАК КАЗАКИ ВЕЛИКИЙ ПОСТ СОБЛЮДАЛИ

Истовые и в вере, и в сражениях казаки  придерживались его и во время боевых действий

Как говорил пустынник Никифор, Господь требует не голода, а подвига.  Вторила старцу и старинная пословица: «У казаков в походе поста не  бывает». На деле же нередко случалось, что и раненые казаки, лежа в  госпитале, в дни поста отказывались от скоромной пищи, рискуя при этом  умереть от истощения.

О том, как значим был для казаков Великий пост, писал белый  казак-эмигрант Николай Федоров. Во время Великого поста все было строго и  печально, отмечал он. На Страстной неделе занятия в школе прекращались.  Говели чинно, а когда причащались, поздравляли друг друга с принятием  Святых таинств. В ночь на Пасху не спали и ожидали перемен от смирения и  тишины к веселью...

Божий суд не чета земному

По свидетельству большинства историков казачества, Великий пост для  населения Кубани был свято чтимым временем. В этот период даже горячие  на суд казаки старались сдерживать эмоции и не рубить с плеча, особенно  если речь шла о назначении наказания преступникам, совершивших тяжкие  деяния вроде убийства. Суды предпочитали откладывать на время после  Пасхи, чтобы в Великий пост не отягощать свою совесть — суд ведь по  определению дело Божье, а не человеческое.

Исследователи всех времен и народов отмечали, что казаки особо  усердными были в молитвах. Обращались к Богу жители больших и мал...
Читать полностью

Кайсаки


Отождествление казаков с Великими или Царскими скифами, даёт нам возможность проследить основные этапы этногенеза не только приазовского казачества (Донского, Кубанского и Запорожского), но и других казачьих территориально государственных образований. Среди огромного множества ветвей отпочковавшихся от древа приазовских Царских скифов, в VII-VI в.в. до н.э. были так называемые саки или сакомассагеты, обосновавшиеся на северо-восточных берегах Каспийского моря и в низовьях реки Окс (Оксай), современная Аму-Дарья.
   Ещё Геродот писал о том, что скифы проживают не только в Исконной Скифии, каковой является пространство между Истром и Доном, но и восточнее Волги. Причём эти скифы переселились туда по той причине, что не пожелали подчиниться власти Царских скифов. По другим версиям, скифы с берегов Оксайского (Аральского) моря, на самом деле, являлись потомками тех самых скифов, которые не вернулись из Азиатских завоевательных походов, облюбовав для себя новые места обитания.
   Причём, что выглядит довольно любопытным, эти самые скифы подобно тем которые поселились в Закавказье, принесли с собой и древнее название Дона, который в эпоху становления Великой Скифии назывался Аксаем, Ар-Аксаем или Араксом. Причём закавказс...
Читать полностью

С нею шли в бои казаки

«Дон Тихий, а слава о нем громкая», – говорит народная мудрость. Славные боевые дела донских казаков вошли яркой страницей в героическую историю нашей Родины. Начиная с момента возникновения казачьей вольницы на Дону, ни одна война Российского государства не проходила без самого активного участия жителей Дона. Поговорка утверждает: «На то казак и родился, чтоб русской земле пригодился». Казаки не только проявляли массовый героизм при защите своей Родины, но вместе с русской армией приходили на помощь братским народам. Не раз раздавался боевой клич казаков и свист острых клинков на Балканах, в Карпатах, Альпах. Жизнью многих солдат и казаков заплачено за освобождение братских славянских народов от ига поработителей.

В грозные годы Великой Отечественной войны вместе со всем советским народом на священную борьбу поднялись и донцы. Они с честью и славой пронесли по военной тропе эстафету побед предшествовавших поколений.

Нелегок был боевой путь сынов Дона, прошедших от Кавказа до Альп в составе 5-го гвардейского Донского казачьего корпуса. На этом пути казаки-гвардейцы участвовали в освобождении от немецких захватчиков Кавказа, Дона, Украины, Румынии, Венгрии, Австрии, Югославии, уничтожили 59 тысяч вражеских солдат и офицеров, 676 танков и самоходных установок, 947 орудий, 1362 пулемета, 4500 автомашин. В составе корпуса служили многие жители из Усть-Донецкого района.

В боевых делах казакам-гвардейцам помогали песни, которые приносили с собой из хуторо...
Читать полностью

Как же появилось самоназвание народа – Казаки?

Многочисленными исследователями делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от принятого в Российской империи наименования современных казахов — кайсаки.

Например, арабский историк Масуди описывал очень красноречиво: «За царством алан находится народ, именуемый касак, живущий между горой Кабх (Казбек) и Румским (Черным) морем. Народ этот исповедает веру магов. Среди племен тех мест нет народа более изысканной наружности, с более чистыми лицами, нет более красивых мужчин и более прекрасных женщин, более стройных, более тонких в поясе, с выпуклой линией бедер и ягодиц… Аланы более сильны, чем касаки. Причина их слабости по сравнению с аланами в том, что они не позволяют поставить над собой царя, который объединил бы их. В таком случае ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы их покорить».

Существовали и другие - филологические не научные изыскания происхождения слова: от турецкого слова «каз» (гусь), от монгольских слов «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж) — то есть защитник границы. Есть мнения специалистов, что термин пришел с востока и он, скорее всего тюркского происхождения, с характерным для этих языков окончанием на «ак».

Так, многие тюркологи, историки тюркских народов, во всех удобных случаях кричат, что казаки произошли от тюркского народа, в связи с чем и называются Казаками, словом, которое имеет тюркское происхождение, тюркские корни. И вообще слово КАЗАХ (название нац...
Читать полностью

Являются ли казаки отдельным народом

Последнее время часто можно услышать мнение, что казаки – это самостоятельный этнос,. Некоторые и вовсе считают казаков неславянским народом. Другие говорят, что это - выдумки, называя казаков не более чем русскими переселенцами.

Отдельно от русских

Существует множество версий происхождения казаков: часть исследователей их корни возводит к восточным славянам, другая – к скифам, третья – к хазарам. Главный посыл этих гипотез таков: казаки – отдельный, уникальный этнос.
В националистических кругах казачества очень часто можно услышать противопоставление казаков русским. Атаман Войска Донского Петр Краснов в период Великой Отечественной войны заявлял: «Казаки! Помните, вы не русские, вы - казаки, самостоятельный народ». Одной из отличительных черт казаков от русских назывался рабский характер последних.
Идеи казачьего сепаратизма набрали популярность после падения в России монархии, в определенных кругах они остаются востребованными и сегодня. Намерение создать независимую от Москвы жизнь объясняется враждебностью русских к казакам и желанием эксплуатировать этот вольный народ.
«Казачество стало пребывать в атмосфере рабства, деспотии; казачье сознание начало ослабевать, сила его сопротивляемости стала уменьшаться, а под влиянием искусственной ...
Читать полностью

Форменное наказание


Суровые законы воинской жизни, кроме развитой системы поощрений и наград, предусматривают наличие весьма разнообразной шкалы наказаний. Зачастую примеры применения воинских взысканий заслуживают внимания не только юристов, но и историков – в том числе, специализирующихся на униформологии.
Целью этой статьи является рассмотрение некоторых наиболее оригинальных случаев применения (или попыток применения) мер наказания военнослужащих, отразившихся на их обмундировании: изъятии, замене или, как ни странно, добавлении определенных деталей военного гардероба.
Едва ли не самое позорное «форменное» наказание существовало с незапамятных средневековых времен на Руси: бежавших с поля боя «ратных людей» за трусость обязывали в публичных местах появляться исключительно в женских охабнях – широких кафтанах с четырехугольными отложными воротниками и длинными прямыми (часто откидными) рукавами. Этот древний обычай отменил лишь царь Федор Алексеевич, правивший в 1676-1682 гг. 1
Иногда попытка наказать военнослужащих приводила к появлению нового элемента обмундирования, вскоре приобретавшего статус почетного знака. Так, в годы войны за независимость Нидерландов в XVI веке один из полков испанского герцога Альбы, укомплектованный нидерландцами, перешел на сторону соплеменников. Р...
Читать полностью

Казачество. Общая характеристика



Основными видами хозяйственной деятельности казаков являлись земледелие, скотоводство, рыболовство.

Доминирующее влияние на образ жизни казачества оказывал военный фактор (на ранних этапах — постоянная угроза извне, военные походы; позже — длительная всеобщая воинская служба). Существовал особый военный быт казачества. Большую роль играла сельскохозяйственная производительная деятельность. В облике казака гармонично сочетались черты воина и труженика-земледельца.

Для казачества характерен высокий уровень бытовой культуры (строительство и содержание жилья и хозяйственных построек, ведение хозяйства, аккуратность в одежде, чистоплотность и т.д.) и нравственности (честность, порядочность, доброта, отзывчивость). У казаков существовал только моногамный брак. До начала XVIII века были простые, но строго соблюдаемые брачные обряды, позже — церковный обряд бракосочетания. Женщины-казачки являлись равноправными членами казачьего общества, хранительницами домашнего очага; воспитывали детей, заботились о стариках, энергично занимались хозяйством. У казаков была продуманная традиционная система воспитания подрастающего поколения. Часто под одной крышей жили семьи нескольких поколений казаков.

Для казачества была характерна общероссийская со...
Читать полностью

Откуда взялись казаки




Кто такие казаки? Есть версия, что они ведут свою родословную из беглых крепостных крестьян. Однако некоторые историки утверждают, что казачество уходит истоками к VIII веку до нашей эры. Византийский император Константин VII Багрянородный в 948 году упомянул о территории на Северном Кавказе, как о стране Касахия. Этому факту историки придали особенное значение лишь после того, как капитаном А. Г. Туманским в 1892 году в Бухаре была обнаружена персидская география «Гудуд ал Алэм», составленная в 982 году. Оказывается и там встречается «Земля Касак», которая находилась в Приазовье. Интересно, что и арабский историк, географ и путешественник Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (896–956 годы), получивший прозвище имама всех историков, в своих трудах сообщал, что касаки, жившие за Кавказским хребтом, не являются горцами. Скупое описание некоего военного народа, обитавшего в Причерноморье и в Закавказье, встречается еще в географическом труде грека Страбона, творившего при «живом Христе». Он назвал их коссахами. Современные же этнографы приводят данные о скифах из туранских племён Кос-Сака, первые упоминания о которых датируются примерно 720 годом до нашей эры. Считается, что именно тогда отряд этих кочевников проделал путь из Западного Туркестана в приче...
Читать полностью

Происхождение Казачества



Существует множество научных теорий происхождения казачества (только основных — 18). Все теории происхождения казачества подразделяются на две большие группы: теории беглого и миграционного, то есть пришлого, и автохтонного, то есть местного, коренного возникновения казачества. Каждая из данных теорий имеет свою доказательную базу, различную убедительную или не в полной мере убедительную научную аргументацию, достоинства и недостатки.

Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов (черкас, ясов), конгломерата касагов, черкес (ясов), «черных клобуков» (печенегов, торков, берендеев), бродников (ясы и группы славяно-русского и кочевых народов) и другое.

По миграционным теориям, предки казаков — вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин (положения теории колонизации), либо под влиянием социальных антагонизмов (положения теории классовой борьбы). Первые достоверные сведения о живших в Червленом Яру казаках, помимо научно не признанных свидетельств в записках византийского императора Константина VII Багрянородного (X век), содержатся в летописях Донского монастыря («Гребенская летопись», 1471), «Слове известном … архимандрита Антония», «Краткая Московская летопись» — упоминание об участии дон...
Читать полностью

Казачество. Справка



Если исходить из современных научно обоснованных сущностных характеристик казачества, в прошлом оно представляло собой сложное саморазвивающееся этно-социальное явление, к началу XX в. вобравшее в себя все основные элементы социально-этнической и социально-классовой структуры общества и, как следствие, являвшееся одновременно и субэтносом великорусского этноса, и особым военно-служивым сословием.

Происхождение этнонима «казак» полностью не выяснено. Версии его этимологии основываются либо на его этническом (казак — производное от названия потомков касогов или торков и берендеев, черкас или бродников), либо на социальном содержании (слово казак — тюркского происхождения, им называли или свободного, вольного, независимого человека, или военного стража на границе). Термин «казак» впервые упоминается в источниках XIII века, в частности в «Тайной истории монголов» (1240), и, по разным версиям, имеет тюркское, монгольское, адыго-абхазское или индо-европейское происхождение. Значение термина, позже ставшего этнонимом, также определяется по-разному: вольный человек, легковооруженный всадник, беглец, одинокий человек и другое.

На различных этапах существования казачества в его состав входили русские, украинцы, представители некоторых степных кочевников, народов Сев...
Читать полностью

Светлая Пасха у казаков



Пасха – самый яркий праздник весеннего цикла. В подготовке, играх и гуляниях принимала участие вся станица. Обязательно пекли куличи (сдобный хлеб на дрожжах с изюмом или миндалём) и сырную Пасху – обрядовое блюдо, которое съедалось в знак окончания Великого поста. На Пасху дарили друг другу писанки – красиво расписанные натуральные или сделанные из сахара яйца.

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к Тиберию с проповедью веры, то подарила императору простое куриное яйцо. Тиберий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

У наших прадедов, запорожских казаков, в то время, когда в церкви шла служба, неподалеку на выгоне казаки, которые не смогли поместиться в церкви — разжигали костер, устраивая так называемые «гонения смерти». «Огнище под Пасху Иисусу посвящали, когда Он должен был воскреснуть» — так объясняли наши прадеды.

Для э...
Читать полностью

Казачество – воинское сословие

Окончательное оформление казачества в специфическое военно-служилое сословие было закреплено «Положением об управлении Войска Донского» 1835 г., регламентировавшим штаты и внутреннего устройство войска. Его нормы позже были положены в «Положения» всех других войск. Все казачье мужское население обязывалось нести 25-летнюю (с 1874 г. — 20-летнюю, 1909 г. — 18-летнюю) военную службу, в том числе четыре года непосредственно в армии. Вся земля на территориях казачьих областей передавалась войску как её собственнику. Устанавливался принцип уравнительного землепользования казаков (генералам полагалось по 1 500 десятин, штаб-офицерам — по 400, обер-офицерам — по 200, рядовым казакам — по 30 десятин). Право частной собственности на землю для рядового казачества отсутствовало.

Казачество принимало активное участие во всех крестьянских войнах и многих народных восстаниях. Начиная с XVIII века, казаки непосредственно участвуют во всех войнах России. Казаки особенно отличились в русско-турецких войнах XVII—XVIII вв., Семилетней войне (1756—1763), Отечественной войне (1812) и заграничных походах (1813—1814), Кавказской войне (1817—1864), Крымской войне (1853—1856), Русско-турецкой войне (1877—1878) и в Первой мировой войне. В этот период казачество выставило свыше 8 тыс. офицеров и 36...
Читать полностью

Культура казачества

Доминирующее влияние на образ жизни казачества оказывал военный фактор (на ранних этапах — постоянная угроза извне, военные походы; позже — длительная всеобщая воинская служба). Существовал особый военный быт казачества. Большую роль играла сельскохозяйственная производительная деятельность. В облике казака гармонично сочетались черты воина и труженика-земледельца. Для казачества характерен высокий уровень бытовой культуры (строительство и содержание жилья и хозяйственных построек, ведение хозяйства, аккуратность в одежде, чистоплотность и т.д.) и нравственности (честность, порядочность, доброта, отзывчивость). У казаков существовал только моногамный брак. До начала XVIII века были простые, но строго соблюдаемые брачные обряды, позже — церковный обряд бракосочетания. Женщины-казачки являлись равноправными членами казачьего общества, хранительницами домашнего очага; воспитывали детей, заботились о стариках, энергично занимались хозяйством. У казаков была продуманная традиционная система воспитания подрастающего поколения. Часто под одной крышей жили семьи нескольких поколений казаков.
В начале XX века для казачества была характерна общероссийская соцструктура. Казаков отличала высокая веротерпимость. Верующие казаки — православные, также были старообрядцы, немного мусульман, буддистов.
В сознании казаков господствовали традиционные мировоззренческие принципы (свободолюбие, верность воинскому долгу, присяге, исполнительность, коллективизм, взаимовыручка и т.п.). Этн...
Читать полностью

Началась подготовка к "Георгию Победоносцу-2017"

29 января на городском острове прошёл подготовительный полевой выход к "Георгию Победоносцу-2017".

Курсанты ВПК "Покров", активисты МКО "Астраханцы", члены Студенческой казачьей сотни АГТУ, активисты ВВПОД "Юнармия" провели этот день насыщенно и полезно. Основой программы мероприятия были отработка базовых тактических команд, разделение на группы, выполнение разведывательных операций. Также в списке практических тренингов были стрельба из пневматического оружия и уроки оказания первой медицинской помощи от Российского союза спасателей.

После активной программы все участники собрались у костра за полевым обедом, пообщались, поделились впечатлениями. Этот полевой выход стал первым в череде подготовительных мероприятий к Межрегиональному военно-спортивному лагерю "Георгий Победоносец-2017", который пройдёт в мае этого года.

1d3590f3bed7a978c4765b7d5bdad0f6.jpg0cf78d02464fc46f87cc016bb9a94d7f.jpgЧитать полностью
Фото:
Cannot find 'blog' template with page ''