logo


  • Архив

    «   Декабрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31          

КАК КУБАНСКИЕ КАЗАКИ СПАСЫ ПРАЗДНОВАЛИ

Первый Спас, называемый медовым, неизменно отмечали 14 августа. Это день празднования «Изнесения древ Животворящего Креста» и «Празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице». Медовый спас совпадает с началом Успенского поста. С этого дня начинали ломать пчелиные соты и нести мед в храм для освещения. После этого разрешалось вкушать мед.

Второй, или Яблочный Спас приходится на 19 августа — праздник Преображения Господня, когда в храме проходит благословление плодов. В этот день совершались особые крестные ходы.

Третий — Хлебный (или Ореховый) Спас — выпадает на 29 августа. Этот праздник установлен в честь перенесения иконы «Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа» из Эдессы в Константинополь. Он приходится на период окончания жатвы, отсюда еще одно название праздника — Дожинки.

Праздники Спасов любили в кубанских хуторах и станицах. Во время первого — Медового Спаса, — как пишет в своей книге «Традиции казачества» В.Ф. Никитин, наши предки освящали в храмах мед, а также мак и соль. В отдельных станицах в этот праздник освящали воду в прудах и озерах, бросали в нее цветы и купались. Яблочный считался главным из трех Спасов. На Яблочный Спас также освящали цветы, яблоки, мед. С этого дня разрешалось есть яблоки всем, в том числе женщинам, чьи новорожденные младенцы умерли некрещеными. В бытовом православии оба Спаса были связаны с поминовением умерших, погибших предков. Владельцы пасек на Медовый Спас выставляли угощение — мед и булки, зазыва...
Читать полностью

Фото:

Как донской казак Иван Турчанинов стал бригадным генералом США Джоном Турчин

Иван Васильевич Турчанинов ( 30 января 1822 — 19 июня 1901)

Донской казак. Полковник Генерального штаба. Герой Гражданской войны в США. Бригадный генерал.

Человек, который оставил свой след и своё имя в истории Соединённых Штатов, родился в станице Константиновской, в семье офицера, дворянина Войска Донского. Закончил войсковую гимназию в Новочеркасске. Затем, однако, пошёл учиться не в кавалерийское училище, а в столичное Михайловское артиллерийское, из стен которого выпущен офицером в 1841 году.

Службу начал в чине хорунжего в 5-й Донской конно-артиллерийской батарее. Затем был переведён в Санкт-Петербург, в гвардейскую конную артиллерию: прапорщиком в лейб-гвардии (6-ю) Донскую батарею. Затем служил в Царстве Польском.

Боевое крещение получил в событиях Венгерского похода 1849 года под знамёнами генерал-фельдмаршала И. Ф. Паскевича-Эриванского. Тогда русская армия спасла австрийскую монархию Габсбургов от восставшей против неё Венгрии.

Учёба в Николаевской академии Генерального штаба длилась с 1849 по 1952 год. Её Иван Турчанинов закончил в 30 лет с серебряной медалью. Служил во 2-й гвардейской пехотной дивизии. Стал участником Крымской (или Восточной) войны 1853–1856 годов. В её ходе получил чин полковника Генерального штаба.

В силу своей...
Читать полностью

КАЗАКИ-МУСУЛЬМАНЕ В ТАТАРСТАНЕ

Откель, станичники?» «С хутора Татарского…» Кто из нас не помнит живой,  сочный язык героев шолоховского «Тихого Дона»? И бравого подъесаула  Гришку Мелехова? Но мало кто знает, что на татарстанской земле  еще до революции были поселения, в которых проживали мусульманские  казаки.

Откуда же в Татарстане взялись казаки?

Братство вольных воинов

Казачество — удивительное по своей самобытности явление, возникшее на  окраинных землях Российского государства. И хотя в сознании большинства  оно связано с опорой самодержавия и защитой православия, по этническому  составу казачество представляло многонациональную вольницу, впитавшую в  себя самых отчаянных представителей народов, судьбы которых были  связаны с Диким полем и Великой степью.

Предки жителей современных казачьих станиц – это не только  славяне-бродники, бежавшие из Центральной Руси от княжеской власти. В  формировании казачьего сословия приняли активное участие кочевые народы  Причерноморья, Приазовских степей, половцы и печенеги, ногайцы и  калмыки, а также народы Северного Кавказа. Далеко не случайно многие  герои произведений Шолохова носят «национальные» фамилии – есаул  Половцев, подъесаул Калмыков.

В казачьей лексике помимо чисто русских слов прочно прописались слова  из других языков. Например, хорошо знакомое слово шашка станичники  позаимствовали у тех же адыгов. Переводится оно как «длинный ...
Читать полностью

О славных яицких казаках

История Яицкого (Уральского) казачества вобрала в себя множество  судеб, этнических и религиозных элементов и стала отражением Российского  государства в миниатюре. Отличавшееся европейско-азиатским характером,  многонациональностью и полирелигиозностью, яицкое казачество на  протяжении долгой истории ревностно охраняло не только свои вольности,  но и с честью служило Российскому государству.

Откуда есть пошли «казаки»

Вопрос о корнях казачества до сих пор остаётся открытым. Само слово  «казак» присутствует практически во всех восточных языках. Ещё в конце Х  века византийский император Константин Багрянородный писал, что «среди  кавказских народов живёт племя касахов». У многих восточных народов казаками называли человека на оплачиваемой государственной службе (газак – перс.), воина, сражающегося за веру, закон и Пророка (казак – араб.). В тюркских языках казак, кассак – это «вольный, свободный человек». По мнению современных учёных, именно тюркоязычный вариант считается исторически правильным.

Откуда же взялись казаки? Одни полагают, что основу казачества  составили наиболее энергичные люди, которые решили «вырваться из-под  государственной зависимости и повести свободную жизнь на свой страх».  Другие полагают, что казаки изначально принадлежали к кавказским  народам. Знаменитый русский историк Читать полностью

Отличие русских казаков от украинских

Эти два народа всегда будут сравнивать и анализировать потому, что имея  общий корень – казак – они, как бы это ни было парадоксально, имеют  совершенно разную природу своего происхождения и своей культуры. Со  временем эти разделительные национальные черты стали проявляться острее.

Территориально они стали различаться с самого начала – донские казаки  облюбовали для своего убежища низовья реки Дон, а запорожские казаки  считали своей родной рекой Днепр. Округ этих рек стихийно образовывались  казачьи поселения, административное устройство которых также ранилось и  в большей мере имело лишь один общий посыл – быть готовым в любой  момент вскочить в седло и отразить нападение лютого врага. Недаром в  1690 году вышел указ, запрещающий донским казакам заниматься земледелием  - им было нельзя привязываться к земле, обрастать корнями. Особой  лаской к земле не пользовались и украинские казаки, предпочитая  заниматься вольным промыслом в степи и на воде.

Первые упоминания в летописях

Первое упоминание о донских казаках было в сохранившейся «Гребенской  летописи» от 1471 года, которую написали в Москве: «...Там, в верховьях  Дона, народ христианский воинского чина зовомии казаци, в радости  сретающе его (великого князя Дмитрия Донского) со святыми иконами и со  кресты поздравляюще ему о избавлении своем от супостатов и, приносящее  ему дары от своих сокровищ...» В 1489 ...
Читать полностью

Как казаки своих детей воспитывали

У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас).    

Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы).

    Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста).

    Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

    Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.

    После рождения ребёнка особо не торопились распеленовывать.  Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель.  Ребёнок должен сначала у...
Читать полностью

Как казак Константин Недорубов стал героем трёх войн

Свою Золотую Звезду Героя он носил вместе с «царскими» крестами.

Хутор Рубежный

Константин Иосифович Недорубов родился 21 мая 1889 года. Место его  рождения — хутор Рубежный станицы Берёзовской Усть-Медведицкого округа  области войска Донского (сегодня это Даниловский район Волгоградской  области).

Станица Берёзовская была показательной. В ней проживало 2524  человека, входило в неё 426 дворов. Здесь был и мировой судья,  и церковно-приходская школа, и медицинские пункты, и два завода:  кожевенный и кирпичный. Были даже телеграф и сберкасса.

Константин Недорубов получил начальное образование  в церковно-приходской школе, обучился грамоте, счёту, слушал уроки  Закона Божия. В остальном — получил традиционное казачье образование:  с детства ездил верхом и умел обращаться с оружием. Это наука ему  пригодилась по жизни больше, чем школьные уроки.

«Полный бант»

На службу Константин Недорубов был призван в январе 1911 года, попал  в 6-ю сотню 15-го кавалерийского полка 1-й Донской казачьей дивизии.  Полк его квартировался в Томашове Люблинской губернии. К началу Первой  мировой Недорубов был младшим урядником и командовал полувзводом  полковых разведчиков.

Своего первого Георгия 25-летний казак заслужил уже через месяц после  начала войны — Недорубов вместе со своими разведчиками-донцами ворвался  в расположение немецкой батареи, добыл пленных и шесть орудий...
Читать полностью

МАСЛЕНИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ В КАЗАЧЕСТВЕ

Масленица относится к «переходящим» праздникам. Празднуют ее перед Великим постом, который длится 7 недель и заканчивается Пасхой. Праздник продолжается всю мясопустную неделю, когда уже не вкушают мяса, но в течение всей недели, не исключая среды и пятницы, употребляют в пищу рыбу, яйца, молочные продукты. В церковных книгах она называется Сырной неделей.

Бытовали в казачьих станицах традиции праздника, которых более нигде не было. К примеру, в некоторых поселениях полагалось печь блины только в первый день, чтобы деньги водились. В других для той же цели «примазывали» глиной пол в хате. Исследователи описывают оригинальный обычай, по которому хозяйка верхом на кочерге «объезжала» вокруг хаты, читая молитву перед постом.

На Кубани на Масленицу «вязали колодки». То есть казаки и казачки ходили друг к другу в гости, носили угощение, сопровождая свой визит особыми игровыми элементами. Колодки вязались неженатым парням и незамужним девушкам, вдовам, вдовцам. «Колодкой» было полено, в котором проделывали отверстие для шнура. В разных станицах ее могли привязать к ноге, руке, на шею, спину, к волосам. От колодки можно было откупиться обильным угощением. Если угощение не было щедрым, колодку заставляли носить целую неделю, рассказывают старожилы.

Очень редко «колодку тягали»: старую деву сажали в запряженную лошадьми телегу, давали ей гребень, пряжу и так возили по хутору. Этот обряд в измененном виде дошел до наших дней — и сейчас на Кубани возят в тачке свекр...
Читать полностью

Позабытая слава казачества


Исторический опыт многих стран и народов однозначно свидетельствует о том, что процесс национального и государственного возрождения не мыслим без тщательного и вдумчивого изучения исторического прошлого, на основе которого формируется как национальное самосознание, так и национальная идея, без которой не может существовать ни нация, ни государство. Данное определение справедливо как в отношении России в целом, так и в отношении казачества, в частности.
   Чтобы, подкрепить идею возрождения казачества конкретным смысловым содержанием, мы должны вернуть из небытия страницы позабытой казачьей славы. А таковых поверьте, великое множество. Взять к примеру круглую, хотя и не юбилейную дату начала так называемой Босфорской войны развернувшейся между казаками и турками в начале XVII века, а более конкретно в 1614 году, т.е. ровно 390 лет назад.
   Прелюдия её такова, что ещё в 1613 году татары и турки всерьёз намеревались полностью «сшибить с Дона», измотанных Русской Смутой казаков, а в результате получили адекватный, но ни с чем не сравнимый ответ, в виде многолетней изнурительной войны, причём на своей территории.
   Большинство историков сходятся во мнении, что примерно ...
Читать полностью

Днепровское казачество

В данную эпоху мы еще не видим определенных гра­ниц между казаками Украинскими городовыми и соб­ственно Запорожскими; иногда название войска Запо­рожского как бы распространяется на все Днепровское казачество; видны еще тесные связи между ними и обо­юдные переходы. Запорожье еще не успело обособиться. Запорожцы представляли и ту опасность для Польского государства, что в случае неудовольствия они входили в связи с Донским казачеством и действовали заодно. Точ­но так же городовое Днепровское казачество иногда вхо­дило в связи с украинским казачеством Московской Руси или с Северским и вместе с ними действовало против татар и турок. Последующие события показали, как трудно было польскому правительству держать в порядке и повинове­нии самих городовых казаков.

Попавшие в реестр, или войсковой список, казаки считали себя сословием рав­ным шляхетскому, и недовольны были отказом шляхты принимать их в свою среду. А не попавшие в реестр должны были воротиться в' крестьянское, или холопское, сословие и подвергнуться тяжкому закрепощению под властью панов и королевских старост. Посему те и дру­гие продолжали действовать вместе. В связи с этими причинами стало разрастаться движение, выразившееся потом целым рядом казацких мятежей против польского правительства. К сему движению приставали многие из мелких русских шляхтичей, которые находились в услу­жении у богатых и знатных панов: нередко, поссорив­шись со своим господином, эти шляхтичи покидали его и шли казаковать.

Особен...
Читать полностью

Хуторская система Анатолия Потанина


Проблема численности всегда стояла и стоит перед любой организацией граждан, в том числе и казачьей. В давние времена для казачества это было связано с тем, что ему приходилось повседневно выполнять свой воинский долг по защите границ Отечества, постоянно неся неизбежные, для военных действий, потери. Естественно казаки нуждались в пополнении своих рядов. За счёт рождаемости они могли восполнить воинские потери. В основном казачьи станицы пополнялись за счёт притока тех, кто по разным причинам добровольно или вынужденно переселялся в казачьи земли. Насильственному возращению беглых мешали казачьи традиции, особенно отразившимся в знаменитом изречении: - С ДОНА ВЫДАЧИ НЕТ. Со всех четырёх сторон стали стекаться отчаянные ребята пополняя ряды казаков на Дону и в других местах казачьей вольницы.

Казачьи лидеры понимали по всей вероятности, о том что заявив: - «С Дона выдачи нет», они навлекали на себя гнев Крымских татар, ногайцев, турок и особенно Русского царя. Конечно эта политика влекла за собой войну, которая требовала новых воинов. Эта проблема решалась за счёт людей приходивших со всех сторон на Дикое поле, ищущих себе волю, поверив в то, что с Дона их не вернут обратно и тот факт, что казачество живо по сей день говорит о том, что расчёт был ве...
Читать полностью

Как нам собраться воедино

Все чаще сейчас заходит речь о необходимости решительного объединения многочисленных казачьих организаций. Явных противников этому не видно, однако и разногласия не утихают.
   Ряд центральных газет также помещают различные материалы, отражающие напряженные поиски прочной идейной базы для такого объединения.
   При этом удивляет то, что не замечают (или не хотят замечать) - такая база уже давно существует, более того, без нее просто невозможно представить казачества. Это конечно Православие - всеобъемлющая система взглядов, не являющихся плодом ограниченного человеческого разума и доказавших свою истинность за всю историю человечества, России и казачества в частности. Бесконечные разговоры об объединительной идее создают впечатление, что каждая из групп старается построить свой шалаш, когда рядом стоит великолепный просторный собор, места в котором хватит всем и из крепких стен которого, помолившись, можно смело выходить на любое доброе дело. Недаром одним из наименований казач...
Читать полностью

Привлечение казачества к военной службе

В основе привлечения Казачества к военной службе и выполнению полицейских функций лежала сложившаяся окончательно в XIX веке система землевладения в казачьих областях. Положение 1869 года закрепляло общинное владение станичными (юртовыми) землями, из которых производилось наделение казаков "паем" в тридцать десятин на казака (на практике наделы составляли в среднем от 9 до 23 десятин. Межевой инструкцией 1753 года размер казенной десятины был определен 2 400 квадратных саженей - 1, 0925 га). Остальные земли составляли войсковой запас, предназначавшийся главным образом для пополнения станичных участков по мере роста казачьего населения. В 1916 году казачество располагало 63 млн. дес. на 474 000 служивого состава (все казачье население - свыше 4, 4 млн. чел. Земли казачьего дворянства в 1848 году были объявлены потомственной собственностью.

Читать полностью

Казаки в русско-японскую войну (4 часть)


По прибытии кубанских казаков на Дальний Восток в апреле 1905 г. они почти сразу же приняли боевое крещение. Участвовали в боях у Сандепу, в 500 километровом рейде по японским тылам в Хунхэ, Нанчжоу, Инкоу, в боях у деревни Суману, в рейде по японским тылам в районе на Хайчэн и Дантуко, отличились в рейде на Факумынь, в атаке противника у деревни Донсязой.
Новыми подвигами заявили о себе кубанские пластуны. Беспрерывно неся дозорную и разведывательную службу казаки 2-й сотни Варфоломей Редько, Василий Курочка, Семен Гладков, Сидор Головкин и Ефим Малев, вызвавшись добровольцами пробраться в тыл противника, захватили в качестве «языка» нескольких японских солдат и благополучно доставили их в расположение части.
31 мая 1905 г. пластуны в долине реки Цинхе, устроили засаду офицерскому разъезду противника и многих их них перебили, а двоих взяли в плен.
При рекогносцировке 8 и 9 июня возле селения Лицзятой пластуны Лосинского заняли скалистые сопки, господствовавшие над позицией врага, и, как пишет полковник Кондратович, «эти молодцы, привязав себя над бездной к камням и деревьям, открыли продольную стрельбу вдоль по окопам японцев». Далее описывая действия пластунов кубанцев Сипинчайского отряда он отмечает: «Пластуны-сипинчайцы работали в моем отряде 8-10 мая великолепно. Не нахожу слов описать восторг, с каким я наблюда...
Читать полностью

Казаки в русско-японскую войну (3 часть)


В эту тяжелую годину Родины находилось немало добровольцев. Среди многочисленных казаков, просившихся на фронт, были: И.И. Воеводин из станицы Баталпашинской, он обратился лично в письме с просьбой к военному министру – обосновывал свое желание «послужить дорогому Отечеству и сложить голову за честь и благо матушки России, если это нужно будет в критическую минуту», отставной урядник Фастовец из станицы Тихорецкой.
Особенно интересно прошение от двух казачат Семена Бойко и Матвея Доценко из станицы Казанской... «...Мы хотим, - писали они, - послужить за честь нашей дорогой Родины».
Высокий патриотизм проявили и народы Северного Кавказа. Так, 16 карачаевцев из селения Укулан обратились с просьбой отправить их на фронт. Со второй половины марта по всем сельским обществам Северного Кавказа началась запись добровольцев.
Желающих оказалось очень много. Уже в то время значительная часть горского населения Северного Кавказа прониклась сознанием того, что впредь его судьба и судьба Российской империи неразрывны. Горцы, как и казаки, считали своим долгом отправиться на Дальний Восток и сразиться с японцами. Так была сформирована Кавказская конная бригада в состав которой вошли добровольцы горского населения Кубани, Терека и Дагестана.
Высокий патриотизм, добровольческое движение в укрепление русской армии говорят о том, что несмо...
Читать полностью

Казаки в русско-японскую войну (2 часть)

Участвовали в той далекой войне и кубанские казаки.
23 октября наказные атаманы Кубанского и Терского казачьего войск получили приказ военного министерства о переводе на военное положение по два первоочередных казачьих полка с целью формирования сводной Кавказской казачьей дивизии. Приказано было также сформировать Кавказский казачий артиллерийский дивизион. К началу декабря 1904 г. Кавказская казачья дивизия была сформирована. В ее состав от Кубанского казачьего войска вошли 1-й Екатеринодарский казачий полк и 1-й Уманский казачий полк, которыми соответственно командовали полковник Непокупный А. и полковник Акулов В.
24 ноября 1904 г. 10-й Кубанский пластунский батальон, располагавшийся в ст. Кавказская, получил приказ о мобилизации и развертывании его во 2-ю Кубанскую пластунскую бригаду.
В течение месяца под руководством генерала М.В. Мартынова бригада кубанских пластунов в составе 6 батальонов была сформирована.
25 февраля 1905 г. состоялся смотр сформированных казачьих соединений и на следующий день началась их погрузка в эшелоны для следования в Манчжурию. Всего Кубанское казачье войско выставило в период русско-японской войны 8574 человека, в том числе 6142 конных казака, 2132 – пеших казака и 300 казаков в артиллерию.
Необходимо отметить тот эмоциональный подъем, высокий патриотический дух царивший в это время в России и среди кубанцев в особенности.
Так через несколько дней после начала войны, по решению местной общины сестер милосердия ...
Читать полностью

Казаки в русско-японскую войну (1 часть)


Век назад началась русско-японская война. Обе воюющие стороны стремились расширить и укрепить сферы своего влияния в Манчжурии и в Корее. Несмотря на то, что Правительство России готовилось к этой войне, но, как это бывало впредь, да и в дальнейшем, к началу ее Россия оказалась не готова.
Япония, которая была лучше подготовлена, прер...
Читать полностью

Ярославское отдельское казачье общество Центрального казачьего войска

Есть в нашей стране совершенно особая группа людей, отличающаяся своими традициями, культурой, особенным мировосприятием. Эти люди – казаки. Они участвовали в создании самых значимых страниц истории нашей страны, их всегда сопровождало множество легенд и загадок. Отношение к казакам у многих неоднозначное, и взгляд общества на них много раз менялся за минувшие столетия. До сих пор идут горячие споры и об их происхождении, и об их роли в истории, и даже о значении самого слова «казак». Единственное бесспорное утверждение, касающееся казаков: это люди с особым духом, особой ментальностью. Казак — это не только происхождение, одежда, оружие, тактика ведения боя, обычаи. Это определенный образ мышления, особый уклад жизни — всё то, что составляет стержень человека.
За последний век, в изобилии насыщенный переменами, значительная часть населения нашей страны сменила место жительства, многие люди уехали далеко от родины своих предков. Но, где бы ни жил человек, он старается помнить свои корни. Люди, соблюдающие давние традиции предков, всегда будут стремиться к объединению с себе подобными. Поэтому не удивительно, что в наши дни можно наблюдать новую волну подъема культуры казаков, увеличение количества их объединений и числа людей, входящих в них. В нашей области тоже есть организация, возрождающая казачество,— это Ярославское отдельское казачье общество Центрального казачьего войска. Руководитель Общества – атаман Сергей Викторович Розов – рассказал нам об особенностях жизни...
Читать полностью

Казачество: происхождение, история, роль в истории России

Казачество – этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в 20 веке казачьими историками-эмигрантами.
Происхождение казачества

Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских...
Читать полностью

Атаман ярославских казаков рассказал о бессмертных традициях казачества

Казаки – единственный род войск, который сохранился почти в неизменном виде еще с дореволюционного времени, а посему любая церемония казаков представляет огромный интерес, как с исторической, так и эстетической точки зрения. Для того, чтобы в этом убедится, достаточно взглянуть на форму казаков, она сохранила первозданный царский вид (за малым исключением) спустя несколько веков.

Атаман ярославских казаков рассказал о бессмертных традициях казачестваАтаман ярославских казаков рассказал о бессмертных традициях казачества Атаман ярославских казаков рассказал о бессмертных традициях казачестваАтаман ярославских казаков рассказал о бессмертных традициях казачества

Сегодня под сводами гарнизонного храма Архангела Михаила собрались представители казачьих обществ всех районов Ярославской области. Повод для этого оказался весьма существенным – войсковому знамени ярославского отдельного Казачьего общества войскового казачьего общества "Центральное казачье войско" предстояло пройти чин освящения. По старой традиции после прочтения молитвы над знаменем главы казачьих обществ, входящих в ярославский отдел, вбили в древко стяга гвозди, произнося при этом почти архаичные фразы, которые звучали из уст потомков современных казаков в царское время, но, тем не менее, пережили все политические режимы и гонения на церковь. Сегодня от таких слов по коже бегут мурашки.

Атаман ярославских казаков рассказал о бессмертных традициях казачестваАтаман ярославских казаков...
Читать полностью

Начало возрождения

Отправной точкой возрождения казачества можно считать 26 апреля 1991 г., когда был принят Закон РСФСР № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», который провозглашал отмену всех незаконных актов, принятых в отношении всех репрессированных народов и «иных исторически сложившихся культурно-этнических общностей людей, например казачества» и определял механизм их реабилитации. В этот же день было принято постановление ВС РСФСР № 1108-1 «О порядке введения в действие закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов».

По всей стране начали возникать казачьи «станицы», «хутора», «курени», причём не только в исконно казачьих краях, но даже и там, где их никогда прежде не было. В казачьи общины стали объединяться потомки казаков, расселившиеся по всей России.

Этот закон открыл новую эпоху в истории русского казачества. Он стал тем необходимым толчком для развития и возрождения казаков и казачьей культуры. Наконец-то, вернул казачеству право на одно из ведущих мест в истории и развитии современной России.
Читать полностью

Казаки в Харькове

Край, в котором возник Харьков, был издавна заселен, о чем свидетельствуют многочисленные остатки городищ и курганов, обнаруженные археологами. В конце XVI - первой половине XVII века на земли обезлюдевшего края, прозванного Диким полем, стали стекаться переселенцы - украинские казаки Приднепровья, спасавшиеся от гнета польской шляхты. Однако частые набеги ногайских и крымских татар мешали мирной жизни. В то же время русское государство, заинтересованное в охране южных границ, использовало казаков и присылаемых сюда «воинских людей» для строительства на Диком поле обширной системы оборонительных укреплений в виде засечных линий и валов, перемежающихся с крепостями. В 1652 - 1654 годах несколько сот казаков с семьями во главе с осадчим Иваном Каркачом обосновались на месте заброшенного древнего городища у слияния рек Харьков и Лопань.
В 1654-1655 годах казаки (число их, согласно сохранившейся переписи, составляло 587 человек мужского пола), руководствуясь чертежом, полученным у чугуевского воеводы Григория Спешнева, обнесли слободу рвом и валом. Для защиты южных границ государства российской военной администрации требовалось более капитальное сооружение. Поэтому 28 марта 1656 года царь Алексей Михайлович издал указ о создании Харьковского воеводства, во главе которого был назначен воевода Селифонтов. В этом указе впервые упомянут город Харьков, и поэтому 1656 год считается официальной датой его основания. Под руководством воеводы ...
Читать полностью

Парфюмерия с казачьим акцентом


Казалось бы, какое отношение казачество имеет к такой материи “от кутюр” как парфюмерия? Однако, изучив рынок ольфакторных творений, мы увидим, что есть ароматы, напрямую посвященные казачеству и вдохновленные его историей и наследием.


Российский парфюмер Анна Зворыкина, создатель натуральных ароматов, вдохновившись ароматами полыни и залитых солнцем полей, создала парфюм «Казак молодой».
«Казак молодой»... Само название заставляет звучать в ушах лихой посвист! Слышится  топот копыт, в нос ударяет запах  трав и специй. Аромат окружает атмосферой вечера у камина, в доме, пропитанном уютом и покоем...


9000124819ab5215b09565ca3dd02edd.jpg



Кожаный аромат французского парфюмерного дома L.T.Piver также вдохновлен Российским казачествтом, широтой их души, разудалыми казачьими плясками. Манящая кожа, сладковато-медово-смолистая, искрящаяся.. Ароматы кедра и специй, меда и табака. Образ казака, закуривающего трубку и глядящего вдаль на бескрайние п...
Читать полностью

Прославленные песни казаков-некрасовцев Левокумского района Ставропольского края

Как правило, определение прославленные не распространяется на песни, исполняемые в круговом медленном хороводе и подвижном хороводе-крыле. Для них вне зависимости от ситуации исполнения всегда сохраняются жанровые обозначения корагодные и крыловые, в том числе и по отношению к самым любимым. То же самое можно сказать и об образцах необрядовой лирики, приуроченных строго к свадьбе, но при этом не являющихся собственно свадебными по структурным признакам. Такова, например, лирическая протяжная песня «Изошёл я тебя, а моя сторонушка», которая пронизывает весь ход свадебного обряда и, как считают некрасовцы, не может звучать вне свадьбы. За рамками прославленных остаются и песни, особенно любимые и часто исполняемые определенным человеком и потому ассоциирующиеся с ним. Кроме того, к прославленным не относятся так называемые простенькие песни или популярные шлягеры.

Особое отношение сложилось к отдельным лирическим песням: они всем нравятся, каждому известны, легко припоминаются и согласуются в повседневном быту с многообразными ситуациями.

Исполнение почти любого образца песенной лирики обычно узко ориентировано на определенную, предпочтительную именно для него бытовую ситуацию. Однако это не касается приуроченности прославленных песен, поскольку для них приемлемы всевозможные контексты, как необрядовые, так и обрядовые.


Отличительное свойство таких песен — способность проникать через некие барьеры, установленные традицией. Здесь, как ка...
Читать полностью

Народная медицина казачества

Народная медицина не без оснований считается предметом малоизученным, хотя кому из нас не приходилось встречаться с древними рецептами врачевания! Простые и наивные на первый взгляд, они заключают в себе многовековой опыт познания природы и человека. Хранителями врачевальных традиций выступают знахари и знахарки: им ведомы рецепты снадобий и зелий, магические формулы заговоров, они прекрасно знают свойства растений окрестных полей и лесов...


de4161ec09b6613e2a264358f92ab9cc.jpg

Неудивительно, что знахари зачастую официально признавались специалистами лечеб­ного дела. В 1838 году, например, Платнировское куренное правление просило освободить от военной службы казака Якова Ткаченко, «знающего врачевание от бешенства», а земское начальство Екатеринодарского округа по тем же основаниям ходатайствовало о переводе «в отставные казаки» малолетка (так называли казаков допризывного возраста.) Новомыша- стовского куреня Гордея Троценко. Ейское земское начальство в 1841 году выдало свиде­тельство на право лечения людей и животных от бешенства казаку Кисляковского куреня М. Фоменко.
Читать полностью

Станичные Гиппократы


В привычном нам представлении, казаки- и воины, и землепашцы. Но служба заставляла казака быть еще и врачом. Многие казаки умели вправлять вывихнутые суставы, врачевать так называемые осклизы и опступы, которые так часто приключались в походной жизни кавалериста. Курс лечения, каждая процедура, приготовление лекарства начинались для казака с молитвы. Донская степь издревле славилась своим разнотравьем. Чаще всего, казаки пользовались методами народной медицины, в качестве лекарств они употребляли подорожник, ромашку, мяту, чистотел, тысячелистник и другие растения.


В любой казачьей хате хранились вязанки сухой целебной травы. Гребенские казаки знали о целебных свойствах горячих минеральных вод. Терские казаки для лечения ран и болезней нередко обращались к горским лекарям-хакимам, которые умели лечить тяжелые огнестрельные ранения и переломы костей, не прибегая к ампутации.  Впоследствии врачебное искусство горских хакимов высоко оценил Н.И. Пирогов, побывавший в Дагестане в 1847 году.


Казаки-фельдшеры.jpeg

Выпуск военных фельдшеров 1910 г. Казаки 12 Донского полка станиц...
Читать полностью

Обезболивание в полевых условиях у казаков


Как писал исследователь казачьей медицины В.И. Степанченко, “все операции делали только после захода солнца. В это время, как правило, во-первых, уже нет мух, во-вторых, человеческий мозг вступает в фазу торможения. Раненого же поили допьяна… Раненое место обкладывали льдом или лили холодную воду.



9d24d840f9c7590d7139a3a334da1201.jpg

Перетягивая раненую руку или ногу жгутом, добивались, чтобы она теряла чувствительность. И только после этого, соблюдая способы народной антисептики, приступали к операции по удалению пули или осколка кости… Поражает та сила духа и терпение казаков, которые  они проявляли, и не только раненые, но и их лекари, которые, конечно же, не имели медицинского образования, а пользовались только народной мудростью, смекалкой и духовной верой”.
Читать полностью

Медицинская служба в казачьих войсках


Генерал А.П. Ермолов, при котором на Кавказе началось строительство военных лазаретов, принял решение ввести в штат казачьих войск, располагавшихся на Кавказской линии, по одному лекарю, фельдшеру и двух цирюльников.


1fed18546a5f5b5f63708638b6d32fb0.jpg


Огромное значение казаки придавали опрятности и чистоте в повседневной жизни, и эту черту подметил Лев Толстой в “Казаках”: “Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость их жизни”.


f3120a82b78f5c72804cbea86521cf1a.jpg
Читать полностью

Выдающиеся медики, вышедшие из казачества

Из казачества вышли такие талантливые отечественные медики  как сын сотника Черниговского казачьего полка Афанасий Филимонович Шафонский, который внес огромный вклад в борьбу с московской эпидемией чумы 1770-1772 годов.

c97d771bc4262742bc48ba1d918211cc.jpg

Лекарем хирургии в лейб-гвардии казачьем полку начинал свою блистательную карьеру выдающийся врач Иларион Иосифович Александров, который вместе с казаками участвовал в войне 1812 года, а затем стал полковым штаб-лекарем казачьего полка.



Александров вышел в отставку действительным статским советником, опубликовал ряд фундаментальных работ, открывших новые горизонты в медицинской науке.
Читать полностью

Первый на Кубани рентгеновский аппарат

Екатеринодарская городская больница (угол ул.Красной и ул.Длинной), созданная для обслуживания горожан в конце 19 века, является памятным местом. Именно здесь в 1899 году был установлен первый на Кубани рентгеновский аппарат. В городской больнице работал профессор М.М.Дитерихс, известный хирург, выпускник Военно-медицинской академии, предложивший своеобразную транспортную деревянную шину, вошедшую в практику под названием "шины Дитерихса", широко применявшуюся во время Великой отечественной войны. В больнице также работал ученик Н.А.Вильяминова, ученый, великолепный оратор, автор историко-философской книги "Душа хирурга", профессор-гинеколог К.Д.Вачнадзе, организатор кафедры акушерства и гинекологии Кубанского мединститута, которую возглавлял более 30 лет.

b675d5bd0312ca937ccf66bc16f51819.png
Читать полностью

Первый войсковой госпиталь на Кубани

Кубанские казаки обрели войсковой госпиталь в 1801 году, кирпичные здания для которого были возведены в Екатеринодарской крепости. Однако, одного лечебного учреждения на всю Кубань было недостаточно. Казачий писатель Федор Щербина запечатлел такую картину “медицинского быта” тех лет: “В январе 1802 года лекарь Кирхнер донес войсковой канцелярии, что пятнадцать его пациентов находятся в одном маленьком помещении все вместе, без всякой изоляции: больные сифилисом, цингой, малярией. Врач просил построить больницу и послать обучаться фельдшерскому и аптекарскому делу казачьих детей в возрасте от 15 до 20 лет, на что канцелярия обещала построить больницу, когда будет возможность к тому, а отправление детей для обучения предписала куренным управлениям произвести по наряду”.

3e2ccf804e17c5096b8a7af7f0176bff.jpg
1ee331198133aa7830793fab4c31ddc2.bmp
Читать полностью

Медицинское образование на Дону

По инициативе атамана М.И. Платова, в 1802 году были открыты фельдшерские курсы, куда было зачислено по одному мальчику из каждой станицы. В Новочеркасске помощь недужным оказывал войсковой госпиталь, рассчитанный на прием ста пятидесяти пациентов. Там же была открыта аптека, получавшая финансирование из войсковой казны.

d911419014f3497da640ca2f818c880f.png
Читать полностью
Cannot find 'blog' template with page ''