logo



Дети казаков

Казачий быт издавна был устроен так, что казачья семья была большая, сплочённая. Каждый из членов семьи знал свои обязанности по хозяйству, а слово отца было законом. Молодое поколение тоже всегда росло в семье. Родители с малолетства прививали казачонку любовь к труду, уважение к земле и умение работать руками.
Не менее важными людьми в воспитании казака или казачки в семье были крёстные родители ребёнка. Если в семье рождался мальчик, то основная нагрузка в обучении ребёнка ложилась на плечи крёстного отца, а крёстная мать лишь формировала у мальчика отношение к женщине, как к матери своих детей, жене и хозяйке. Если же родилась девочка, то основная забота ложилась на плечи крёстной. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.


Образование у мальчиков и у девочек сильно различалось, несмотря на то, что дети жили в одной семье и слушали одни наставления от родителей. Девочек учили шить, вышивать, вязать, готовить, ухаживать за скотом и многому другому. Чем старше становилась девочка, тем больше обязанностей возлагалось на её плечи, но никто не запрещал девушкам вечерами собираться в светлице за пряжей и делиться секретами. Образование мальчика же было с юных лет основано на военном воспитании казачонка, которым занимался крёстный. По обычаю, отец был слишком строг с удальцом, а дед – слишком мягок. Уже в 12 лет казачонок был прекрасным наездником - а как же могло быть иначе, если обучать езде на лошади начинали ещё с пелёнок. В это же время от отца к сыну, от брата к брату казачатам передавались основные приёмы джигитовки. В каждой семье приёмы были свои, так что тут крёстный не мог помочь ребёнку. А уже в 18-19 лет у казаков начиналась настоящее обучение военному делу. Каждый молодой казак со своим оружием и лошадью приезжал на специально отведённое место, где их ждал опытный воин для дальнейшего обучения. Большое внимание уделялось так называемым гаданиям на судьбу казака.
После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься. Вообще, подобные «гадания» проводились на протяжении всего времени обучения-воспитания казака. Сейчас это назвали бы «тестами». Поэтому у казаков было принято так: сначала казачонка ставили в определённые условия, далее смотрели на его реакцию, выявляли недостатки и достоинства, и уже потом начинали его корректировать и вырабатывать необходимые навыки и качества.